Бетельгейзе восстанавливается после взрыва
Анализируя данные с космического телескопа «Хаббл» NASA и нескольких других обсерваторий, астрономы пришли к выводу, что ярко-красная звезда-сверхгигант Бетельгейзе буквально взорвала свою вершину в 2019 году, потеряв значительную часть своей видимой поверхности и создав гигантский выброс поверхностной массы.
На Солнце регулярно происходят выбросы корональной массы, однако Бетельгейзе потеряла из-за выброса в 400 миллиардов раз больше массы, чем обычно теряет Солнце.
Звезда все еще медленно восстанавливается после этого катастрофического потрясения.
Красные звезды теряют массу в конце своей жизни, прежде чем взорваться сверхновыми. Однако поведение Бетельгейзе, как ни странно, не является доказательством того, что звезда взорвется в ближайшее время. Потеря массы не обязательно является сигналом надвигающегося взрыва.
Андреа Дюпри из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, анализируя поведение звезды до, после и во время извержения, собирает воедино все кусочки головоломки в связную историю.
«Мы никогда раньше не видели такого огромного выброса массы с поверхности звезды», - говорит она. – «Это совершенно новый феномен, который мы сейчас можем наблюдать. Мы видим звёздную эволюцию в реальном времени».
Вспышка в 2019 году, возможно, была вызвана вырывающимся из глубин звезды конвективным потоком более миллиона километров в диаметре. Он производил удары и пульсации, которые вырвали часть фотосферы, обнажив более холодную поверхность звезды, которую накрыло облаком пыли. Бетельгейзе сейчас пытается оправиться от этой травмы.
Осколок фотосферы, весящий в несколько раз больше Луны, улетел в космос и остыл, образовав пылевое облако, которое скрывает свет звезды от наблюдателей с Земли.
Что еще более фантастично, 400-дневная частота пульсаций сверхгиганта исчезла, по крайней мере, временно. В течение почти 200 лет астрономы измеряли этот ритм по изменениям в яркости Бетельгейзе и движениям поверхности. Его нарушение свидетельствует о силе взрыва.
Спектры, полученные TRES и Hubble,говорят о том, что внешние слои звезды смогут вернуться в нормальное состояние.
Сейчас Бетельгейзе настолько огромна, что если бы она заменила Солнце в центре нашей Солнечной системы, ее внешняя поверхность вышла бы за орбиту Юпитера.
Дюпри использовала «Хаббл» для определения горячих точек на поверхности Бетельгейзе еще в 1996 году. Это было первое прямое изображение звезды, помимо Солнца.