/ Новости сайта / Археология / В Узбекистане нашли следы пребывания древних людей возрастом около 90 тысяч лет
14.08.2022

В Узбекистане нашли следы пребывания древних людей возрастом около 90 тысяч лет

Археологи обнаружили на Западном Тянь-Шане крупное палеолитическое местонахождение Куксарай-2. В общей сложности они нашли 455 каменных артефактов, часть из которых позволила выдвинуть гипотезу, что в древности на этом месте была стоянка-мастерская. Оптическое датирование показало, что возраст самых древних находок около 89,8 тысячи лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

На протяжении долгого времени Центральная Азия эпохи среднего палеолита рассматривалась в качестве периферийного региона. При этом еще в 1938–1939 годах советские археологи в Сурхандарьинской области Узбекистана нашли известный памятник Тешик-Таш, в котором находились не только неандертальские каменные орудия, но и погребение ребенка. Вплоть до открытия ряда памятников на Алтае, включая пещеры Денисову, Чагырскую и Окладникова, этот регион считался восточной границей ареала неандертальцев. Последовавшие изыскания в Центральной Азии позволили открыть и многие другие неандертальские стоянки, включая грот Оби-Рахмат.

Молекулярные исследования показали, что в эпоху среднего палеолита и на начальном этапе верхнего в Центральной Азии проживали несколько популяций древних людей: денисовцы, две группы генетически далеких друг от друга неандертальцев и люди современного анатомического типа. Кроме того, значительное увеличение возраста первого появления человека современного облика в Евразии (например, левантийская стоянка Мислия-1 возрастом около 177–194 тысяч лет) и потенциальная связь этого процесса с распространением леваллуа-пластинчатых индустрий вновь сделали актуальными изыскания на западе Центральной Азии.

Константин Павленок (Konstantin Pavlenok) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из Польши, России и Узбекистана представил результаты последних исследований палеолитических стоянок, расположенных на Западном Тянь-Шане. За последние 20 лет археологам удалось обнаружить в Ахангарской долине больше 20 палеолитических открытых местонахождений.

В минувшем году они сосредоточили свое внимание в первую очередь на поиске стратифицированных отложений. В результате этой работы они выявили несколько новых древних памятников, самым крупным из которых оказалась стоянка Куксарай-2. На площади более 20 гектаров археологи нашли 455 каменных артефактов, из которых 412 были собраны с поверхности, а 43 — находились в погребенном состоянии, причем в четырех разных слоях. Оптически стимулированная люминесценция показала неожиданно большой возраст находок. Самые древние из них происходили из отложений возрастом около 89,8 тысячи лет, а самые поздние — из слоев возрастом около 70,4–77,5 тысячи лет.

Анализ подъемного материала и раскопанных артефактов показал, что в качестве сырья для их изготовления использовались кремень и вулканические (эффузивные) горные породы. Учитывая большое количество нуклеусов (n = 54), археологи выдвинули гипотезу, что Куксарай-2 представляет собой стоянку-мастерскую. Среди найденных орудий присутствуют предметы, характерные как для среднего (включая индустрию Леваллуа), так и для верхнего палеолита. Исследователи отмечают сходство находок с коллекцией, собранной во время раскопок известного археологического памятника Оби-Рахмат, расположенного в Ташкентской области. Археологи заключили, что проведенные работы указывают на присутствие древних людей в регионе не только во времена морской изотопной стадии-3 (около 57–29 тысяч лет назад), морской изотопной стадии-4 (около 71–57 тысяч лет назад), но и даже в конце морской изотопной стадии-5 (вся эта стадия охватывает период около 130–71 тысячи лет назад).

Источник:  https://nplus1.ru/