Когда пришла пандемия, зоопарки закрылись, а животные стали вести себя по-другому
Всем нам пришлось приспосабливаться к ситуации во время пандемии коронавируса - даже животным зоопарка, которые внезапно перестали видеть толпы посетителей, проходящих мимо каждый день. Новое исследование показывает, как приматы реагировали на эти изменения.
В ходе исследования были изучены бонобо, шимпанзе, западные низинные гориллы и оливковые бабуины, и выяснилось, что эти животные изменили свои привычки различными способами, включая количество времени, которое они тратили на отдых и прием пищи.
Считается, что взаимодействие с посетителями имеет решающее значение для благополучия животных в зоопарках. Однако эти взаимодействия могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому исследователи хотели увидеть разницу, когда толпы посетителей не было.
"Приматы - одни из самых когнитивно развитых видов в зоопарках, и их взаимодействие с посетителями является сложным", - говорит Саманта Уорд, ученый по вопросам благополучия животных в зоопарках, из Университета Ноттингем Трент (Великобритания).
"Ограничением для понимания того, как посетители могут влиять на поведение животных в зоопарках и парках, является то, что они редко закрываются от публики на длительное время, так что это предоставило нам уникальную возможность".
Наблюдения велись в зоопарках Twycross Zoo и Knowsley Safari в Великобритании, как до, так и после возвращения посетителей.
В течение нескольких месяцев и нескольких периодов открытия и закрытия зоопарков наблюдались заметные изменения в поведении приматов, которые варьировались в зависимости от животного.
Когда посетители начали возвращаться в зоопарк, бонобо и гориллы проводили меньше времени в одиночестве, а гориллы также меньше отдыхали. Шимпанзе же после возобновления работы зоопарков больше ели и больше общались со своими вольерами.
Оливковые бабуины в сафари-парке после возвращения посетителей проявляли меньше сексуального и доминантного поведения. Они также чаще подходили к машинам посетителей, по сравнению с машинами рейнджеров, которые они видели, когда парк был закрыт.
Были ли эти изменения положительными, сказать сложнее.
Исследователи предполагают, что возвращение посетителей стимулировало шимпанзе и бабуинов, а гориллы и бонобо, проводящие меньше времени в одиночестве, также могут рассматриваться как положительный фактор.
В то же время можно утверждать, что гориллам - более оседлым от природы животным - толпа мешала, так как они проводили меньше времени в покое.
То, что гориллы изменили части своих вольеров, в которых они проводили больше всего времени, когда посетители возвращались, говорит о том, что животные могут в какой-то степени управлять этим нарушением.
"Поведенческие изменения и изменения в использовании вольеров в присутствии посетителей подчеркивают способность зоопарков адаптироваться к окружающей среде", - говорит исследователь благополучия животных в зоопарках Эллен Уильямс из Университета Харпера Адамса в Великобритании.
"Обеспечение среды, которая позволяет животным активно адаптироваться таким образом, действительно важно для их благополучия".
Команда также заметила, что для оливковых бабуинов существует порог количества посетителей, за которым животные перестают проявлять активность и стимулироваться проезжающими машинами в сафари-парке.
Все это ценные данные для исследователей, которые знают, что посетители могут оказывать самое разное влияние на диких животных - от придания им чувства товарищества и безопасности до раздражения или даже угрозы. Это необходимо учитывать при управлении и проектировании зоопарков и парков.
Несмотря на то, что в обозримом будущем, возможно, больше не будет никаких закрытий, исследовательская группа хочет продолжить работу по изучению того, как количество посетителей влияет на поведение животных, включая сбор данных о большем количестве животных и в более длительном временном масштабе.
"Будущая работа может включать изучение влияния на более широкий спектр видов как в зоопарках, так и в сафари-парках, а также различий между отдельными животными", - говорит Уильямс.
Исследование было опубликовано в журнале Animals.