Куда древние европейцы бежали от снега и льда
Во время последнего ледникового периода сегодняшний юг Франции и Пиренейский полуостров были климатический раем, в то время как жители Апеннинского полуострова умирали от холода. Ученые установили, когда европейцы перемешались между собой.
Когда приблизительно 45 тысяч лет назад современные люди обосновались в Европе, некоторые из них оказались в нынешних благодатных регионах: в Алгарве, Андалусии и Провансе.
Но насколько идиллической была реальная жизнь тамошних охотников и собирателей, сегодня сказать трудно. Однако выбрав именно эти земли своей родиной, они оказали потомкам огромную услугу. В то время как остальная Европа в самую холодную фазу последнего ледникового периода превратилась в непригодный для жизни регион, юго-запад континента оставался зоной с приятным, теплым климатом. В этом климатическом раю никому не нужно было покидать насиженные места.
Такое представление о жизни в тот период можно получить из недавно опубликованной подробной статьи в научном журнале Nature. Международная команда ученых исследовала наследие 356 человек, живших в то время в разных регионах Евразии. Ученые, сравнивая результаты своих исследований, смогли реконструировать маршруты передвижения охотников и собирателей за период в 30 тысяч лет.
Некоторые места были такими же малопригодными для жизни, как и Северный полюс
Данные исследований свидетельствуют о том, что юго-запад Европы в течение жизни многих поколений был благодатным регионом. Смену поколений там можно проследить за период в 20 тысяч лет. Один из участников исследования, научный сотрудник университета Тюбингена Козимо Пост (Cosimo Posth), говорит: "Мы впервые можем подтвердить фактами предположение, что люди в самую холодную фазу последнего ледникового периода нашли прибежище на эго-западе Европы, где климатические условия были более благоприятными". А когда позднее климат стал более теплым и в других регионах, избалованные солнцем люди расселились по северным и восточным областям.
Но были и люди, которые в тот период оказались в местах, таких же малопригодных для жизни, как сегодняшний Северный полюс. К таким регионам относилась, например, сегодняшняя Чехия и – как ни странно – Италия, которая ранее считалась средиземноморским пристанищем людей. Но после того как холод достиг там своего максимума, признаков присутствия живших там ранее охотников и собирателей с помощью генетического анализа установить не удалось – они вымерли.
Однако Апеннинский полуостров недолго оставался безлюдным, как показали результаты дальнейших исследований. Когда температура в регионе вновь стала подниматься, мужчины и женщины с разными генетическими признаками потянулись туда. Еще одна участница исследования Хе Йю из университета Пекина говорит: "Предположительно эти люди во время максимума последнего оледенения пришли с Балкан на север Италии и распространились по полуострову вплоть до Сицилии".
Но вскоре некоторых предков нынешних итальянцев и итальянок одолела охота к перемене мест, и приблизительно 14 тысяч лет назад они расселились по всей Европе и при этом вытеснили потомков тех людей, которые пришли туда ранее из юго-западных регионов. Команда исследователей говорит о большом генетическом обмене и о том, что и эта миграции была вызвана изменениями погоды. Участвующий в исследовании биохимик Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из лейпцигского Института эволюционной антропологии имени Макса Планка говорит: "Тогда климат в течение относительно кроткого времени потеплел, и леса распространились по всей Европе. Возможно, именно это побудило людей с юга расширить свое жизненное пространство. А жившие там до этого люди по мере сужения их жизненного пространства – мамонтовой степи – были, вероятно, вытеснены пришельцами".
Следующий перелом наступил приблизительно 8000 лет назад, сообщают ученые. К тому времени земледелие и оседлый образ жизни распространились из Анатолии по Европе. "Возможно, что миграция древних крестьян вызывала окончательное отступление охотников и собирателей на северную окраину Европы, и одновременно с этим началось генетическое смешение между этими двумя группами, продлившееся почти 3000 лет", – говорит Краузе.
Исследование подтверждает, что люди испокон веков устремлялись туда, где им жилось лучше. Комментируя исследование в журнале Nature, французский ученый Людовик Орландо (Ludovic Orlando) так оценил его результаты: "Подвижность формирования популяций в генетической истории Европы позволяет сделать важный вывод, – говорит он. – Ни одна современная группа населения не может претендовать на то, что только она одна ведет свою родословную от тех групп, которые закрепились на континенте первыми".