/ Новости сайта / Космос / Открыта гигантская планета с облаками из песка
24.03.2023

Открыта гигантская планета с облаками из песка

Исследователи миссии космического телескопа имени Джеймса Уэбба идентифицировали так называемые силикатные облака, которые парят в атмосфере далекой гигантской планеты.

Исследование принято к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters, ранее оно было полностью опубликовано на сервисе препринтов arXiv. Коротко же о нем рассказывает Phys.org.

Планета внесена в соответствующий каталог под обозначением VHS 1256 b. Она расположена примерно в 40 световых годах от Земли. Эта планета уникальна тем, что она вращается вокруг не одной звезды, как подавляющее большинство других известных планет, а вокруг двух звезд. При этом она расположена очень далеко от своих светил, примерно в четыре раза дальше, чем Плутон отдален от нашего Солнца.

Однако именно такая удаленность помогла ученым достаточно точно определить состав атмосферы необычной планеты, ведь ее свет не смешивается со светом ее звезд. В результате были обнаружены песчаные облака, температура которых достигает 815 градусов по Цельсию. В этих облаках при помощи телескопа имени Джеймса Уэбба были идентифицированы как крупные, так и мелкие частицы силикатной пыли.

"Более мелкие силикатные частицы в атмосфере могут быть больше похожи на крошечные частицы дыма, - говорит соавтор исследования Бет Биллер из Эдинбургского университета в Шотландии. - А крупные зерна могут быть больше похожи на очень горячие и очень маленькие частицы песка".

Ученые также установили, что в атмосфере VHS 1256 b наблюдается необычная турбулентность. "Атмосфера газового гиганта постоянно движется и перемешивается, поднимая горячее вещество из недр и опуская холодное вниз, - пишут исследователи. - Результирующие изменения яркости экзопланеты настолько драматичны, что это самый изменчивый объект планетарной массы, известный на сегодняшний день".

Еще одной причиной небесной турбулентности авторы исследования называют возраст планеты, которая по астрономическим меркам оказалась очень молодой. Расчеты показали, что с момента ее образования прошло всего 150 миллионов лет. А это значит, что впереди ее ожидают миллиарды лет существования, в ходе которых планета будет продолжать меняться и остывать.