/ Новости сайта / Животные / Ученые опровергли мнение о тираннозаврах: у них были губы
01.04.2023

Ученые опровергли мнение о тираннозаврах: у них были губы

Оценка: 0.0    428 0 Животные

Новые исследования показывают, что у доисторических тираннозавров зубы были прикрыты губами. Так что, вопреки описанию в таких фильмах, как “Парк Юрского периода”, ученые теперь считают, что хищные динозавры не были “зубастыми безгубыми существами”.

В то время как тираннозавра часто изображают рыщущим по ландшафту с зубастой ухмылкой, его устрашающие зубы, возможно, на самом деле были скрыты за парой тонких чешуйчатых губ, предполагают исследования.

Эксперты говорят, что мнение о том, что хищные динозавры были безгубыми, возникло из–за огромного размера их зубов, а также потому, что у их ближайших ныне живущих зубатых родственников – таких как крокодилы и аллигаторы - нет губ, пишет The Guardian.

Однако новое исследование дает основания предполагать, что, подобно современным ящерицам, у тероподов, возможно, зубы были прикрыты, когда их рот был закрыт.

Доктор Марк Уиттон из Портсмутского университета и соавтор исследования утверждает, что популярные изображения динозавров устарели.

“По сути, мы все еще живем в тени “Парка Юрского периода” 30-летней давности”, – рассказывает ученый. – Нам нужно отойти от этого зубасто-безгубого образа таких существ, как тираннозавр, и перейти к этим животным с более похожими на ящериц лицами”.

Исследователи из США и Великобритании пишут в журнале Science, что исследование большого зуба, который провел более 500 дней во рту тираннозавра дасплетозавра, не выявило признаков существенного износа – находка согласуется с исследованиями зубов других тероподов.

Напротив, крупные зубы американских аллигаторов часто повреждены, даже слой дентина стерт – исследователи предполагают, что это результат того, что эти животные лишены губ, а это означает, что их зубная эмаль обнажается, из-за чего она становится сухой и менее устойчивой к износу.

Уиттон сказал, что зубы тираннозавров часто сохранялись более 12 месяцев, прежде чем они заменялись – гораздо дольше, чем у крокодилов, – что придавало вес идее о том, что у доисторических рептилий были губы.

“Ни одно животное не может восстановить или заменить изношенную эмаль, и все же тонкая эмаль тираннозавров остается нетронутой, даже несмотря на то, что некоторые сохраняли свои зубы более года”, - сказал доктор Уиттон.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале палеонтологии позвоночных, окаменелые останки показывают ступню млекопитающего в грудной клетке микрораптора.

Команда также обнаружила крошечные отверстия в челюстях тероподов, расположенные аналогично таковым у современных ящериц – там, где они снабжают губы и десны нервами и кровеносными сосудами, – при этом у обоих зубы вертикальные, в отличие от крокодилов, чьи зубы выступают наружу.

Команда заявила, что анализ относительных размеров черепа и зубов у ящериц, проведенный сегодня, показал, что зубы теропод были не слишком большими, чтобы быть закрытыми губами.

“Если вы просто представите себе комодского варана в масштабе с черепом длиной 5 футов, он не будет сильно отличаться от чего-то вроде тираннозавра”, - сказал Уиттон.

Профессор Стив Брусатте из Эдинбургского университета, который не принимал участия в работе, отмечает, что, если исследователи правы, то у тираннозавра была бы не зубастая ухмылка, а скорее липкая улыбка, добавив, что мягкие ткани, покрывающие их зубы, не были бы такой же формы, как наши собственные мясистые и пухлые губки.

Однако Брусатте считает, что дело еще не закрыто. “Я подозреваю, что эти исследователи правы, и что у тираннозавров было больше мягких тканей, покрывающих их зубы, чем у крокодилов, но я все еще сомневаюсь, было ли у них столько же материала, покрывающего их зубы, как у варанов”, - сказал он.

Источник:  https://www.mk.ru/