/ Новости сайта / Космос / Астрономы открыли теплую экзопланету размером с Юпитер
11.04.2023

Астрономы открыли теплую экзопланету размером с Юпитер

Международная группа астрономов с помощью комического аппарата для исследования транзитных экзопланет (TESS) обнаружила ранее неизвестную теплую экзопланету размером с Юпитер, вращающуюся вокруг карликовой звезды. Новооткрытый инопланетный мир получил обозначение TOI-4127 b.

Статья исследователей опубликована на сервере препринтов arXiv, а краткий отчет об открытии приводит Phys.org. Команда астрономов во главе с Арвиндом Ф. Гуптой из Университета штата Пенсильвания проверяла транзитный сигнал, ранее зафиксированный TESS. Этот аппарат наблюдает примерно за 200 тысячами ярчайших звезд, расположенных вблизи Солнца. Его цель заключается в поиске экзопланет транзитным методом - приборы фиксируют перекрывание света звезд, когда планеты проходят перед ним. Затем транзитные сигналы проверяются независимыми исследованиями, и не все из них находят свое подтверждение. На данный момент идентифицировано более 6200 кандидатов в экзопланеты, а подтверждено было существование 3031 из них.

Список экзопланет пополнился объектом TOI-4127 b. Его существование было подтверждено спектроскопическими наблюдениями с помощью спектрографов NEID и SOPHIE. Объект TOI-4127 b имеет радиус почти 1,1 радиуса Юпитера, а вот его масса составляет 2,3 массы Юпитера. Планета обращается вокруг своей звезды-хозяина каждые 56,4 дня, расстояние между этим миром и звездой составляет около 0,31 астнрономических единицы. Равновесная температура на TOI-4127 b оценивается примерно в 332 градуса Цельсия.

Новую планету ученые классифицировали как "теплый Юпитер". Так называются газовые планеты-гиганты с минимальной массой 0,3 массы Юпитера и периодами обращения от 10 до 100 дней. Анализируя параметры TOI-4127 b, исследователи пришли к выводу, что вновь открытая планета может быть прародителем "горячего Юпитера", но только при наличии "беспокоящего" его компаньона. Впрочем, пока никаких свидетельств наличия других космических тел в этой звездной системе не обнаружено. Что касается родительской звезды TOI-4127, то ее радиус составляет почти 1,3 радиуса Солнца, а масса - примерно 1,23 массы Солнца. Возраст звезды оценивается примерно в 4,8 миллиарда лет.

К слову, так называемые "горячие Юпитеры" имеют сходные характеристики с самой большой планетой Солнечной системы, но обладают периодом обращения менее 10 дней. Обычно такие экзопланеты имеют высокие температуры на своей поверхности, поскольку они очень близко вращаются вокруг своих родительских звезд.