/ Новости сайта / Космос / Как сверхновые могут угрожать жизни на планетах
25.04.2023

Как сверхновые могут угрожать жизни на планетах

Новое исследование, проведенное астрономами Университета штата Иллинойс, показало, что сверхновые могут представлять угрозу для жизни на обитаемых планетах. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Когда звезда взрывается, образуется сверхновая, которая может испускать интенсивные рентгеновские лучи. Эти лучи могут достигать планет на расстоянии более 100 световых лет и воздействовать на них в течение продолжительных периодов времени.

Ударные волны, возникающие при столкновении сверхновой с окружающим плотным газом, производят рентгеновские лучи. Если на планете существует биосфера, то космическое излучение может спровоцировать массовое вымирание.

Исследование проводилось с помощью рентгеновской обсерватории НАСА Chandra, миссий Swift и NuSTAR, а также XMM-Newton ЕКА. Ученые наблюдали за 31 сверхновой и их остатками и выяснили, что планеты могут подвергаться потенциально смертельным дозам радиации на расстоянии около 160 световых лет.

До этого считалось, что угроза для обитаемых планет представляют только две фазы: интенсивное излучение в первые дни и месяцы после взрыва, а также поток энергетических частиц спустя сотни и тысячи лет.

Однако, если поток рентгеновских лучей столкнется с соседней планетой, излучение может серьезно изменить химический состав ее атмосферы. Это может привести к уничтожению озонового слоя, который защищает жизнь от опасного ультрафиолетового излучения звезды-хозяина. Также это может привести к вымиранию большего числа видов, особенно морских, лежащих в основе пищевой цепи.

Среди четырех сверхновых, рассмотренных в исследовании, SN 2010jl произвела больше всего рентгеновских лучей. По оценкам авторов, она могла бы стать источником смертельной дозы рентгеновского излучения для планет земного типа, находящихся менее чем в 100 световых годах от взрыва.

Эти результаты исследования означают, что пригодные для обитания области в Млечном Пути, известные под названием галактической обитаемой зоной, могут быть значительно сокращены. Это может иметь серьезные последствия для поиска жизни на других планетах и для будущих миссий космического исследования.