/ Новости сайта / Космос / Космические телескопы зафиксировали мощные рентгеновские вспышки в загадочной рентгеновской системе: что происходит внутри?
28.04.2023

Космические телескопы NuSTAR и XMM-Newton зафиксировали мощные рентгеновские вспышки в загадочной маломассивной рентгеновской двойной системе IGR J17407-2808. Это событие стало объектом исследования астрономов, которые опубликовали результаты своей работы в репозитории препринтов arXiv.

Рентгеновские двойные системы (XRB) - это особые объекты, состоящие из обычной звезды или белого карлика, который передает свое вещество компактной нейтронной звезде или черной дыре. В зависимости от массы звезды-компаньона, эти системы делятся на маломассивные рентгеновские двойные (LMXB) и массивные рентгеновские двойные (HMXB).

IGR J17407-2808 (J17407) - это LMXB, расположенный на расстоянии около 12,4 тысячи световых лет от Земли. Он был обнаружен в 2004 году международной гамма-астрономической лабораторией (INTEGRAL). Несмотря на то, что в прошлом у J17407 было несколько необычайно быстрых и сильных вспышек, он оставался плохо изученным источником.

Новые наблюдения застали J17407 в состоянии вспышечной активности, характеризующейся изменчивостью до трех порядков во временных масштабах, равных нескольким десяткам секунд. Рентгеновская двойная продемонстрировала несколько быстрых вспышек продолжительностью от 1 до 100 секунд с одним или несколькими пиками яркости излучения.

Данные позволяют предположить, что звезда-донор в J17407 может быть либо звездой-субгигантом, либо звездой главной последовательности K-типа или редко встречающимся субгигантом K- или M-типа. Поэтому исследователи предлагают провести дальнейшие спектроскопические наблюдения J17407 в оптическом ближнем инфракрасном диапазоне, чтобы понять истинную природу звезды-донора.

По словам экспертов, эти новые данные о рентгеновских двойных системах могут помочь узнать больше о процессах, происходящих внутри этих объектов. Кроме того, исследование J17407 может дать ответы на вопросы о том, какие типы звезд могут быть донорами в рентгеновских двойных системах.