Пергамский алтарь - Престол Сатаны в Берлине
Одни называют его «Престолом сатаны» и считают, что о нём говорится в Библии. Другие верят, что алтарь является «антенной», аккумулирующей энергию и позволяющей управлять массами. Так что же это за сооружение?
Какие тайны скрывает знаменитый Пергамский алтарь?
Этот образец искусства эпохи эллинизма был найден через две тысячи лет после того, как апостол Иоанн Богослов написал в своём «Откровении» слова, продиктованные ему Богом: «И Ангелу Пергамской церкви напиши… ты живёшь там, где престол сатаны». Строчки эти богословы относили к древнему городу Пергам, жители которого поклонялись Асклепию — обожествленному целителю. Они приносили ему в жертву животных: баранов, овец, петухов, а главное — нежеланных новорождённых детей, буквально покупая этим себе здоровье. Известно, что в главном пергамском храме бога-целителя жил огромный змей, олицетворяющий для христиан сатану.
Античное наследие
Однако наименование «Престол сатаны» связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор неясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами.
Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы.
«Престол» представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портике колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров.
По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.
Утрата и находка
Убивали ли на Пергамском алтаре людей? Скорее всего, да. Недаром Пергам пал под ударами несметных полчищ магометан, которые разрушили языческое капище. Обломки сооружения горожане использовали для постройки домов, а позже город сотрясло землетрясение такой силы, что останки языческого сооружения оказались под землёй на долгие века.
Находку пергамского алтаря связывают с именем немецкого инженера Карла Хумана, который во второй половине XIX века занимался строительством дорог в Малой Азии. Посетив Пергам в 1864 году, он понял, что раскопки здесь не велись, а значит, есть шанс прославиться и разбогатеть.
Хуман заручился финансовой поддержкой берлинского Музея скульптуры и получил официальное разрешение Османской империи, по которому мог беспрепятственно вывозить находки в Германию.
Археологические изыскания велись не один год и сделали Хумана знаменитостью. Когда фрагменты Пергамского алтаря были найдены на склоне холма, Хуман сразу же понял, что перед ним сооружение невиданной красоты и мощи, и постарался сохранить все, что ещё не было разрушено. Части фундамента, колонны и фрагменты скульптур упаковывались на месте, затем на ослах вывозились к побережью Средиземноморья и оттуда на кораблях доставлялись в Германию, где фрагменты алтаря реставрировали и собирали.
После того как работы по реставрации были закончены, Берлин наконец-то смог восторжествовать: теперь в его музее находился экспонат, равный или даже превосходящий по ценности экспонаты Британского музея, в котором хранились скульптуры из самого Парфенона. Британцам от пергамских древностей остались лишь жалкие обломки — небольшие фрагменты скульптур были вывезены ещё в XVII веке Уильямом Петти и находились в музее города Оксфорда.
В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря.
Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы.
Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней.
Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря. Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.
От Берлина до Москвы
Рельефы Пергамского алтаря были признаны лучшими образцами искусства эллинизма и не только произвели неизгладимое впечатление на просвещённых европейцев, но и стали образцом для нацистов, которые, конечно же, сравнивали себя с богами Олимпа, воюющими с недочеловеками-варварами. Для нацистов «Престол сатаны» ассоциировался с жертвенностью и героической смертью. Очевидно, что эта «Любовь» гитлеровцев к пергамской древности лишь закрепила за алтарём ассоциации с сатанизмом.
C 1912-го по 1930 год в Берлине для Пергамского алтаря построили музей, фасад которого стал гигантской копией пергамского сооружения.
В 1936 году у пергамского алтаря нацисты провели торжественный обед в преддверии Олимпийских игр 1936 года. Присутствовали министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик и члены Олимпийского комитета.
В 1937 году архитектурные идеи алтаря были использованы нацистами при создании Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск рейха. Нацистские архитекторы хотели использовать саму идею пергамских фриз для создания грандиозного памятника погибшим воинам, но этот проект так и не был реализован.
После победы СССР над нацистской Германией «Престол сатаны» был вывезен в Страну Советов, а его скульптуры выставлялись в здании Малого Эрмитажа. В 1958 году алтарь был возвращён в ГДР, а в СССР для музеев были переданы точные гипсовые копии его фрагментов.
До сих пор в России существует миф, по которому Мавзолей Ленина был создан архитектором Щусевым по подобию «Престола сатаны». Сторонники этой теории утверждают, что вырез на трибуне с правой стороны Мавзолея был скопирован с Пергамского алтаря, а буквы «Ленин» якобы написаны на камне, который лежал на входе в жертвенный зал.
Сторонников этой теории придётся разочаровать — никакого особого выреза на Пергамском алтаре не было, да и быть не могло, поскольку трибуна для вождей на нём не была предусмотрена.
Что же касается камня, то алтарь был создан из желтоватого мрамора, в то время как Мавзолей строили из красного гранита, чёрного Лабрадора и кроваво-красного карельского порфира. Камень с именем вождя представляет собой огромный массив чёрного Лабрадора, который был привезён из Житомирской области. Первоначальный вес монолита составлял 60 тонн, после обработки в Москве в нём осталось 48 тонн. Очевидно, что с Украины валун доставляли с огромным трудом, и это стало основой легенды о камне с «Престола сатаны».
Так можно ли Пергамский алтарь называть престолом нечистого? Конечно, можно. Но лишь в ряду тысяч других языческих кумирен, на жертвенниках которых некогда лилась человеческая кровь.