Фердинанд I: Император Священной римской империи
Время правления Фердинанда I обычно обходят молчанием, полагая, что всё и так известно. Дескать, с 1835-го по 1848 год Австрией, Венгрией и Богемией правил больной человек, не отдающий себе отчёта о происходящем.
Хотя, если к истории присмотреться повнимательней, выяснится, что время правления этого «больного», исключая, конечно же, революцию 1848 года, было едва ли не самым благополучным и плодотворным, особенно для тех, кто занимался созидательным трудом — крестьян, ремесленников, торговцев. Недаром же чехи, которые критически относились к большинству своих властителей того периода, назвали Фердинанда Добрым и сохранили память о нём до наших дней.
Гидроцефал и эпилептик
Говоря о Фердинанде, сталкиваешься с таким понятием, как норма и её отсутствие. Если считать Фердинанда ненормальным, то возникает вопрос — каким же образованием и культурой должен обладать человек, чтобы считаться нормальным? Ведь Фердинанд знал пять языков, прекрасно разбирался в ботанике, любил технику (одним из первых начал поощрять строительство железных дорог Австрии, тогда как его отец «нормальный» Франц II по этому поводу говорил: «Нет-нет, я не стану этого делать, ведь по этой дороге к нам может приехать революция!»). Помимо того, знал живопись и нумизматику, разбирался в сельском хозяйстве, играл на клавесине и трубе, был обладателем коллекции известных музыкальных партитур, вёл подробнейший дневник. Если это больной, то кто тогда здоровый? Даже сегодня люди, знающие несколько языков, проходят по разряду «полиглот», а что в таком случае можно сказать о первой четверти XIX века?
Однако, как ни крути, это мнение имеет право на существование. Ведь король даже внешне не выглядел здоровяком. Генетический сбой, обусловленный кровосмешением (его родители были двоюродными братом и сестрой), наложил на внешность наследника престола заметный отпечаток. Фердинанд, родившийся в 1793 году с детства страдал гидроцефалией (водянкой мозга) и потому имел непропорционально большую по отношению к телу голову. Кроме того, у него была эпилепсия — судороги, случавшиеся иногда по 20 раз в день, не позволяли Фердинанду участвовать в официальных мероприятиях. Но, как свидетельствуют современники, иногда он в них участвовал, стоически перенося все тяготы.
Эти физиологические проблемы сопровождались непростой семейной атмосферой, царившей при австрийском дворе в годы правления его отца. Дело в том, что Франц II, последний император Священной Римской империи, проиграл войну Наполеону и в 1806 году вынужден был отказаться от своего громкого титула. Но ещё в 1804 году он стал императором Австрии, которой правил сорок лет.
Франц II был женат четыре раза и вторая жена, мать Фердинанда Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская, родила ему тринадцать детей. Кроме того, Франц был личным врагом Наполеона, считая корсиканца обыкновенным авантюристом. Но впоследствии австрийский монарх был неоднократно унижен французским императором — Бонапарт нанёс Австрии несколько военных поражений, а потом потребовал у Франца II дать ему в жены любимую дочь Марию-Луизу. Так невольно Франц II стал тестем ненавидимого им человека, а потом и дедом — к несчастью, сын Наполеона и внук Франца II Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт прожил всего лишь 21 год и умер в 1832 году, не успев совершить ничего выдающегося.
Император Франц II обладал жёстким характером. Он держал Австрию в железной узде и с помощью вездесущего Меттерниха, министра иностранных дел и государственного канцлера, давил любое неповиновение в зародыше и даже лично определял, где и как будут отбывать наказание противники режима.
Так что Фердинанду, вступившему на престол в 1835 году была задана очень высокая планка. И новый монарх даже не пытался её преодолеть — Фердинанд, в первую очередь, хотел, чтобы все было по-прежнему.
«Я император. И я хочу клёцки!»
Наверное, если бы Австрияесли бы Австрия благоденствовала, Фердинанд был бы идеальным государем. Его мало что заботило, и все годы правления (за исключением 1848) он пребывал в благодушном настроении. Делами государства в основном занимался все тот же Меттерних, в компанию к которому был призван большой патриот Чехии Франц Коловрат-Либштейнский и эрцгерцог Людвиг — дядя императора, имеющий как военный, так и дипломатический опыт. Эта троица отлично спелась — каждый занимался своей областью дел, стараясь лишний раз не докучать императору.
Правда, в 1838 году Фердинанд с большим энтузиазмом занялся проведением амнистии. Это была гуманная реформа. Даже предписанные наказания, в отличие от санкций отца, были мягкими и незначительными. Позже, в 1846 году, Фердинанд решил ещё одну проблему: он буквально спас, русских старообрядцев, разрешив учредить на территории Белой Криницы Черновицкой области (в то время это была часть Австрии) архиерейскую кафедру. Этим актом в старообрядчестве восстановили трехчинную иерархию (епископ-священник-дьякон), существующую до сих пор.
Всё остальное время император занимался ботаникой, слушал музыку и гулял, подписывая документы, даже не вникая в их суть.
Хотя однажды император проявил железную волю и заставил выполнить своё приказание — то была анекдотическая история с абрикосовыми клёцками. Когда повар доложил императору, что он не может приготовить клёцки, поскольку для абрикосов ещё не сезон, Фердинанд с металлом в голосе произнёс: «Я император. И я хочу клёцки!».
Как повар выкрутился из этой ситуации, история умалчивает. Но клёцки были приготовлены.
Последний акт
Политика, к сожалению, имеет мало общего с приготовлением клёцек. К 1846 году Австрия вспыхнула со всех сторон. В некоторых регионах дошло до голода, в Польше, часть которой, согласно третьему разделу, принадлежала Австрии, полыхнуло восстание под лозунгом объединения, массовые волнения начались в Ломбардии. Волнения мог усмирить только правитель с железной волей и решимостью. Но у Фердинанда этой решимости не было и в помине.
Хотя, даже невзирая на все свои болезни, Фердинанд пытался что-то изменить: в 1848 году он отправил Меттерниха в отставку, создал комитет для выработки реформ, отменил цензуру, созвал собрание для выработки конституции. Однако противники реформ не дали ему приступить к реализации планов, в итоге Фердинанд распустил кабинет и созвал новый, с более реакционным составом.
Но народ — это не повар, которому можно приказать. Люди вышли на улицы, Вену перекрыли скопища баррикад. Одновременно с этим начались волнения в Венгрии, и вскоре там вспыхнула революция. Удивительно, но императору никто никаких претензий не предъявлял — люди его любили и понимали, что он управляет империей формально.
В течение нескольких месяцев империя бурлила — чешские политики отказывались выполнять распоряжения австрийского правительства. Когда волнения в Чехии подавили, восстание вспыхнуло в Венгрии, а когда правительство пыталось отправить войска в Венгрию, снова взбунтовалась Вена.
Восставшие захватили центр австрийской столицы, и император бежал в Оломоуц. Через два месяца Фердинанд I, осознавший свою неспособность что-то изменить, отрёкся от власти. На престол вступил Франц Иосиф I, который правил империей более 60 лет и довёл её до распада.
А Фердинанд после отречения вместе с женой поселился в предместье Праги. Его супруга Мария-Анна Савойская очень заботилась о своём супруге. У пары не было детей и, по выражению современников, Мария Анна была больше сиделкой, чем женой. Бывший император занимался сельским хозяйством, и это у него получалось лучше, чем управлять империей.
Он умер в 1875 году, оставив после себя хорошую память. Ведь для того, чтобы в такие трудные времена монарха назвали Добрым, надо очень постараться.