Бронеавтомобиль Остин - Трибуна для Ленина
На площади у Финляндского вокзала в Петербурге на башне символического броневика возвышается фигура Ленина. Во время митинга по случаю открытия гранитного монумента был задействован броневой автомобиль фирмы «Остин» серии «Спартак».
Вначале 1917 года в России было неспокойно. Петроградские рабочие, революционные солдаты гарнизона столицы и моряки Балтфлота непрестанно митинговали, требуя положить конец самодержавию. Более 100 предприятий Петрограда охватила политическая стачка, а 25 февраля стачка переросла во всеобщую и бастовало уже более 300 тысяч человек. Рабочие сооружали баррикады, приступом захватили Главный арсенал и вооружились.
Трибуна для Ильича
В начале марта 1917 года солдаты петроградского Запасного бронедивизиона, перешедшие на сторону революции, заняли особняк балерины Кшесинской в центре города, у Троицкого моста. Дворец пустовал, и солдаты организовали в особняке свой клуб и лазарет на первом этаже. Ответственным за охрану дворца был избран большевик, солдат бронедивизиона Елин. Там же, во дворце, находились тогда ЦК и Петроградский комитет партии большевиков.
Когда днём 3 апреля пришло известие: приезжает Ленин, возвращается из-за границы, через Швецию и Финляндию, председатель Военной организации при ЦК РСДРП(б) Николай Подвойский поручил товарищу Елину отправиться в мастерские на Малую Дворянскую, чтобы взять там бронемашины и доставить их на место встречи, дабы обеспечить охрану Ленину.
В мастерскую, где работало 800 человек, поступали на дооборудование и ремонт бронеавтомобили. Здесь на них монтировали пулемёты, регулировали моторы, устраняли повреждения, подтягивали тормоза и красили корпуса.
Несмотря на некоторые трудности, Елину всё же удалось вывести вечером к Финляндскому вокзалу два броневика. Кроме того, прибыли легковая машина «Минерва» и грузовой автомобиль.
Поезд с вождём ждали на Финляндском вокзале. 3 апреля в 23 часа 10 минут состав остановился у платформы. Ленин вышел из пятого вагона. Николай Подвойский предложил ему подойти к броневику, чтобы подняться на него, возможно тогда большее число людей смогли бы его расслышать. Ленин согласился, заметив, что лучшей трибуны нельзя было и придумать. Солдаты помогли ему встать на капот автомобиля, а затем на крышу стоящего рядом броневика. Теперь он мог говорить примерно с двухметрового возвышения. Силуэт Ленина, в распахнутом пальто, освещённый прожекторами, чётко вырисовывался на фоне ночного неба и запомнился надолго благодаря кинохронике, запечатлевшей его. Он и был воплощён в скульптуре, стоящей на гранитном постаменте.
По окончании митинга Ленин сел в бронемашину и уехал на Большую Дворянскую, где находился особняк Кшесинской — штаб большевиковштаб большевиков.
В период подготовки Октябрьского вооружённого восстания революционный штаб переместился в Смольный; там же во дворе разместили девять бронемашин: безымянный броневик фирмы «Остин» с бортовым номером «2» и ещё три ему подобные — «Олег», «Рюрик» и «Святослав», а также «Броненосец «Потёмкин», «Лейтенант Шмидт», «Бакунин», «Лассаль» и «Стенька Разин». Экипажи всех девяти машин участвовали в захвате телефонной станции, брали Владимирское военное училище, участвовали в штурме Зимнего дворца, где в ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) было арестовано Временное правительство.
Первые шаги
Интересно, что первые попытки создать бронеавтомобиль были предприняты в нашей стране ещё в начале XX века. В 1904 году князь Михаил Накашидзе разработал проект бронемашины. Построенная в следующем году, она успешно прошла испытания, и военное ведомство заказало десять таких броневиков, которые поступили на вооружение.
К началу Первой мировой войны в России уже были изготовлены первые партии боевых машин. К1917 году насчитывалось около 120. Фактически в броню одевались («блиндировались») обычные автомашины: «Рено», «Фиат», «Остин», «Паккард», «Пирс-Арроу», «Ланчестер», «Армстронг Витворт» и «Руссо-Балт-М».
Самым распространённым среди них был английский «Остин». Однако у этой машины выявились серьёзные недостатки. К ним относилось прогибание заднего моста при езде по пересечённой местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Броня «Остина» была слишком тонкой (4-5 мм), и её с расстояния 200 метров пробивала обычная винтовочная пуля. Две пулемётные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня вперёд.
Пришлось «Остины» партиями отзывать с фронта на доработку. Машины одевали в 8-миллиметровую броню и совершенствовали в деталях на Ижорском заводе в Колпино, под Петроградом и на Путиловском заводе.
В конце концов, Россия отказалась от иностранных броневиков. Закупали только шасси автомобилей фирмы «Остин» без кузовов, они поступали через Мурманский порт из Англии — союзника дореволюционной России в Первой мировой войне.
Кроме того, для своих автомобилей англичане предусмотрели два комплекта колёс. В обычных условиях машина разъезжала на пневматических, а перед боем её «переобували» в боевые, с шинами из сплошной резины, не боявшимися ни пуль, ни случайных проколов. Неудобства такой практики скоро выявились, так как постоянно возить во фронтовых условиях «лишние» колёса и тратить время на их замену было непозволительной роскошью.
Выход из положения нашёл петербургский химик Гусе. Он изобрёл лёгкий и упругий наполнитель для шин бронеавтомобилей. Такие шины прозвали «гуссматиками». Обутые ими «остины-путиловцы» уходили на фронт…
С 1916 года самыми распространёнными в русской армии стали пулемётные двух-башенные машины «Остин» и «Фиат». Все они находились в ведении бронеотрядов. Формированием бронеотрядов занимался единственный в России Запасной бронедивизион, размещённый в столице, Санкт-Петербурге. Основной гараж бронедивизиона находился в Михайловском манеже (ныне Зимний стадион).
Броневой автомобиль брал на борт экипаж из четырёх человек: командира, механика-водителя и двух пулемётчиков. Через передние и задние смотровые окна экипаж имел хороший обзор. Внутри машина освещалась электричеством от магнето высокого напряжения. Две башни, оснащённые пулемётами «Максим», придавали броневику грозный боевой вид. Высота неподвижной части башни — 960 мм, вращающейся — 470 мм. Вес машины был около трёх тонн.
Броневик на колёсах был рассчитан для передвижения по дорожному покрытию. Он имел четыре скорости — три передних и одну заднюю. Общая длина, высота и ширина корпуса броневика «Остин» модели 1915 года составляла соответственно 4, 7 метра, 2, 43 метра и 1, 76 метра.
«Враг капитала»
После смерти Ленина в 1924 году поиски «машины Ильича» предпринимались неоднократно, но безуспешно, хотя особые приметы броневика были хорошо известны: шасси фирмы «Остин», двойное рулевое управление, на двух башнях вдоль стволов пулемётов — щиты и бортовой номер 2.
В 1937 году, в связи с созданием Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина, поиск броневика, потерянного 20 лет назад, активизировался. В группу «следопытов» включили около ста активистов.
«В конце января 1939 года, — пишет Лариса Куликовская, сотрудник созданного музея, — в лагерях Осоавиахима, находившихся в Сосновке под Ленинградом (ныне этот район в черте города), на свалке металлолома был обнаружен броневик системы «Остин», серии «Е», двухбашенный, похожий на тот, который разыскивался».
По словам Куликовской, ветераны петроградского бронеотряда, прибывшие в Сосновку, опознали машину Ильича по отличительным деталям, которые они «хорошо помнили». Созданная специальная комиссия, проведя экспертизу, пришла к выводу, что найден, наконец, броневой автомобиль, с которого выступал Ильич.
3 февраля 1939 года машину доставили в музей и передали на хранение. Сотрудники музея приняли решение о тщательной реставрации экспоната. Работа затянулась, и поэтому на открытие памятника у Финляндского ушёл другой экспонат — из серии «Спартак». Во время очистки многих слоёв краски с корпуса музейного броневика стала выявляться надпись «Врагѣ капитала», которую решили увековечить.
Правда, когда точно «броневик без названия» получил боевое имя «Враг капитала» — неясно. Его могли так назвать красногвардейцы до вооружённого восстания или в дни его проведения, а надпись красной масляной краской сделать позже, после 23 декабря 1917 года, когда декретом Наркомпроса было введено новое правописание и слово «враг» стали писать без твёрдого знака в конце.