/ Новости сайта / Археология / Как крупные длинношеие динозавры стали править среди травоядных юрского периода
21.11.2020

Как крупные длинношеие динозавры стали править среди травоядных юрского периода

Новое исследование, проведенное группой аргентинских ученых, предполагает, что длинношеие зауроподы, крупнейшие животные, когда-либо ходившие по Земле, стали доминировать в юрский период благодаря большой вспышке вулканической активности, которая началась около 184 миллионов лет назад. Возникший в результате экологический кризис мог вызвать сдвиг в жизни растений, который дал этим зубастым и толстокожим травоядным существенное преимущество перед другими травоядными.

Недавно обнаруженный в аргентинской Патагонии динозавр Багуалия альба (Bagualia alba) — одна из старейших когда-либо обнаруженных окаменелостей зауроподов, датируемая 179 миллионами лет назад. Как и другие зауроподы, B. alba имели мощные челюсти и большой кишечник, что помогало им употреблять в пищу твердый растительный материал.

Исследователи обнаружили, что B. alba обладал характерными чертами настоящих зауроподов: большими столбовидными ногами, массивными размерами, длинной шеей, широкими и сильными челюстями, а также большими ложкообразными зубами с толстой эмалью. Эта группа динозавров, также известная как эузавроподы (Eusauropoda), стала доминировать в средней и поздней юре примерно от 174 до 145 миллионов лет назад, породив внушающих трепет гигантов, таких как аргентинозавр (Argentinosaurus) и Dreadnoughtus schrani.

Зуб Bagualia alba, обнаруженный в аргентинской Патагонии, имеет типичную для зауроподов толстую эмаль и форму ложки. Эти особенности помогли существам жевать жесткие листья хвойных деревьев, которые процветали примерно 180 миллионов лет назад.
По словам ведущего автора исследования Диего Пола из Палеонтологического музея Эджидио Феруглио, в раннем юрском периоде, примерно между 201 и 174 миллионами лет назад, зауроподы конкурировали со многими другими травоядными, включая зауроподоморфов — своих дальних родственников, таких как Mussaurus patagonicus с менее мощными челюстями и более короткими шеями.

Оставалось неясным, что дало эузавроподам преимущество в их конкурентной борьбе. Отчасти это связано с небольшим количеством найденных окаменелостей, относящихся к переходу между ранней и средней юрой.

Одним из возможных виновников был экологический кризис, который произошел к концу ранней юры. Этот эпизод связан с глобальным потеплением и закислением океана, которые привели к массовому вымиранию видов, особенно в водной среде. Ученые ранее предполагали, что этот эпизод был связан с крупными извержениями вулканов в Южном полушарии.

Этот импульс вулканизма также мог привести к серьезным изменениям в местной жизни флоры. В ранней юре преобладали семенные папоротники, саговники и гинкго, но к средней юре в более засушливом и теплом климате начали процветать хвойные деревья. Это, в свою очередь, могло усложнить жизнь многим зауроподоморфам, которые исчезли из летописи окаменелостей после ранней юры.

Как показывает исследование, B. alba был жив и здоров 179 миллионов лет назад, намного позже вулканических последствий. Пол и его коллеги предполагают, что B. alba и другие эузауроподы, возможно, лучше всего были приспособлены к жеванию очень жестких листьев хвойных пород. Их сверхмощные челюсти и зубы были в состоянии пережевывать эти листья, а их длинный кишечник был хорошо приспособлен к перевариванию веществ, которые растения содержали.

«Тщательное датирование новой окаменелости стало важной частью головоломки и дало первое точное свидетельство того, что большие зауроподы стали доминирующими травоядными животными в наземных экосистемах сразу после массивного вулканического события», — Диего Пол.

Новая окаменелость «является важным дополнением к нашей удручающе неполной картине ранней эволюции зауроподов», — говорит Пол Барретт, палеонтолог из Музея естественной истории в Лондоне.

По его словам, авторы работы предложили новую интересную идею, которую можно будет проверить с помощью новых открытий в будущем. «Если они правы, это дало бы четкое представление о взаимосвязях между эволюцией планеты, климатом, флорой и фауной», — заключает Барретт.