Илона Маска и Джеффа Безоса заподозрили в планах по созданию независимого инопланетного правительства
В последние годы планы по колонизации Марса плавно переходят из разряда околонаучной фантастики во все быстрее приближающуюся реальность. Помимо технических и логистических вопросов, такие проекты поднимают гораздо более скучные темы — юридические. И, похоже, два главных идеолога экспансии человечества за пределы Земли имеют вполне оформившиеся соображения на этот счет.
Можно сказать, что «первой ласточкой», говорящей о серьезных планах Илона Маска по юридическому оформлению колонизации Марса стало пользовательское соглашение спутникового интернета Starlink. В этом документе есть упоминание суверенитета поселения на Красной планете и каждый соглашающийся использовать Starlink, фактически, должен его признать, когда таковое появится. Очень спорный пункт, однако у юристов он может вызвать беспокойство.
До недавнего времени большинство пользователей социальных сетей обсуждали этот раздел условий обслуживания Starlink исключительно в юмористическом ключе. Однако издание Independent обратилось к юристам и специалистам по международному праву. Опасения и мнения консультантов были оформлены в любопытную статью под названием «Битва за Марс: как Илон Маск, Blue Origin и правительство США могут основать первое внеземное правительство».
Чего хочет Маск
С точки зрения юристов вышеописанный пункт пользовательского соглашения можно трактовать двумя способами. Возможно, экстравагантный миллиардер опять дурачится и это очередная шутка. Если после бета-теста спутникового интернета в финальной версии условий его использования данный абзац исчезнет, то можно не беспокоиться о правовых коллизиях со SpaceX в будущем.
Но есть и другой вариант. Маск уже обозначил свое видение будущего человечества в общих чертах. Илон планирует отправлять людей на Марс десятками или даже сотнями за раз при помощи создаваемой сейчас системы из корабля Starship и ракеты Super Heavy. Этот процесс должен начаться уже в третьем десятилетии XXI века, а его результатом станет самоподдерживающееся поселение на Красной Планете. Да, Маск уже не раз переносил сроки своих планов ранее, но почти все они так или иначе становились реальностью — электромобили приносят прибыль, ракеты летают и возвращаются, а тоннели роются.
Появление колонии на Марсе довольно быстро станет юридической проблемой. Даже если поначалу в нем будет действовать верховенство Земного права или американского. Когда население вырастет хотя бы до нескольких сотен человек, поселению потребуется собственная система правового регулирования. Связь с Землей — около 20 минут задержки, транспортное сообщение — от полугода до двух лет. В таких условиях ждать материальной помощи или хотя бы оперативного совета бессмысленно.
Основатель Tesla и SpaceX — Илон Маск / ©David MCnew, AFP
Маск озвучивал свою точку зрения ранее, в 2016 году. По его словам, Марсианские поселения будут управляться методом прямой демократии независимо от Земли. Возможно, «закладка» в пользовательском соглашении является первым кирпичиком в фундаменте конституции Красной планеты. По мнению опрошенных юристов, даже если этот пункт сейчас не имеет смысла, он укоренится в документе и когда придет время его придется учитывать. Как минимум, потому что большое количество людей к нему привыкли, а многие — и поддерживают.
Безос, Blue Origin и орбитальные города
С главой Blue Origin все далеко не так ясно. Космическая компания основателя Amazon активно работает над сверхтяжелой ракетой, двигателями и посадочными модулями. Но публике становятся известны ее успехи только в тех сторонах деятельности, которые связаны со взаимодействием по совместным программам. Например в рамках конкурса по доставке грузов на Луну или проекта новой ракеты для United Launch Alliance.
Тем не менее, сам Безос не раз описывал то, каким видит человечество в космосе. Люди будут жить на гигантских станциях-колониях, которые полностью способны себя обеспечивать. И его компания Blue Origin работает в направлении скорейшей реализации этой задумки. Про какие-либо политические или социальные аспекты подобных космических поселений Джефф никогда не распространялся.
Тем не менее, вся деятельность бизнес-проектов Безоса в целом и Blue Origin в частности отличается тщательным планированием. Его начинания всегда детально проработаны на годы вперед и выполняются по плану. Это хорошо демонстрируют успехи программы разработки New Shepard. Эксперт по космическому праву из Юридического колледжа Небраски, профессор Фон дер Данк (Von der Dunk), отмечает, что у Безоса также должно быть решение наготове, только более последовательное и логичное, чем у Маска. Он в этом не сомневается, поскольку юридические вопросы — именно то, что ответственный бизнесмен продумывает заранее.
И позиция США
Как главный мировой игрок на арене освоения и эксплуатации космического пространства, Соединенные Штаты имеют большое влияние на международные соглашения в этой области. В тоже время, они связаны рядом существующих документов. Хотя и пытаются играть роль локомотива в части создания новых, более совершенных и актуальных современным реалиям решений.
Художественное изображение взлета Starship с первой ступенью Super Heavy / ©SpaceX
«Договор о космосе» 1967 года в очень общих чертах закладывает фундамент для правового регулирования внеземной деятельности. Среди его пунктов есть и тот, что запрещает установление суверенитета какой-либо одной нации над любым небесным телом или участком космоса. Этот документ ратифицировали (то есть подписали и признали действующим на уровне национального законодательства) более сотни стран.
При этом, на сегодняшний день он является единственным международным соглашением, которое хоть как-то регулирует общие правовые вопросы в космосе. Позднее было подписано несколько конвенций, касающихся частных вопросов. А вот достаточно конкретный документ 1979 года — «Лунное соглашение» — так и не был ратифицирован ни одной космической державой: ни США, ни Россией, ни Китаем. Хотя он и конкретизирует множество вопросов, среди которых запрет на использование естественного спутника Земли в военных целях, он оставляет неясными некоторые важные моменты. В частности — кому будут принадлежать, например, добытые на Луне ресурсы и как должно регулироваться ее коммерческое использование.
В 2020 году администрация президента США Дональда Трампа выпустила распоряжение, согласно которому «Лунное соглашение» не имеет никакой силы. В указе президента также содержалось много конкретных заключений, описывающих возможность для коммерческих структур эксплуатировать ресурсы на соседнем с Землей небесном теле. Несмотря на то, что документ являлся констатацией фактической ситуации с правовым статусом Луны, на него обрушился шквал критики. С другой стороны, у американских частных космических компаний появилась ясность, как будет регулироваться их деятельность. Кроме того, был выпущен документ «Соглашение Артемиды», предлагающий новые взаимовыгодные принципы освоения Луны.
Исторический контекст
Человечество уже не раз сталкивалось с проблемой наведения порядка в местах отдаленных от цивилизации. Будь то американский Дикий Запад, колонизация Африки и Южной Америки, экспедиции на отдаленные острова Тихого океана или освоение полюсов. Рано или поздно возникали поселения, где необходимо установить какие-то законы, регулирование и власть, либо происходили преступления, за которые нужно оформить ответственность.
В большинстве случаев помогало морское право — капитан корабля представляет правителя страны, из которой началось плавание и обладает очень широкими полномочиями. В этих правилах, сильно отличающихся в зависимости от государства происхождения, зачастую содержались предписания на случай большинства возможных ситуаций. Когда не помогали кодексы, спасала сила или дипломатия. Но те времена уже прошли, да и на космос у человечества пусть и размытые, но несколько иные планы.
Художественное изображение взлета сверхтяжелой ракеты New Glenn / ©Blue Origin
Существуют примеры легализации принятых пионерами правил. Так, в XIX веке Конгресс США признавал самостоятельно установленные законы шахтерских поселений. Но только если они не противоречили федеральному праву. И есть примеры правовых коллизий в результате совершения преступлений на территориях, где не действует ничья юрисдикция.
Речь об Антарктиде, которая с 1961 года не принадлежит ни одному государству и на ее территории разрешена только научная деятельность. В первом приближении очень похоже на будущие колонии на Марсе. История освоения ледяного континента, на самом деле, богата на преступления. Расследование этих случаев и установление виновных довольно часто становится трудоемким, длительным и полным юридических сложностей процессом.
Наконец — знаменитое «дело T-3», которое закончилось полным оправданием убийцы. В 1970 году на дрейфующей станции T-3 в Арктике два исследователя подрались и один застрелил другого. Во время суда возникло множество вопросов о юрисдикции уголовного права США в особых обстоятельствах. Убийца вышел на свободу, а вот юристы ломали головы до 1984 года. Тогда была внесена поправка, согласно которой федеральная юрисдикция Соединенных Штатов может быть установлена в рамках преступления, совершенного в отношении гражданина США (или им) на территории, где не действует более ничья юрисдикция. Иными словами, этот пункт закона применим и на Марсе. Возможно, будущие колонисты установят свое государство только чтобы не летать в суд обратно на Землю?