15 век: высокие технологии в доспехах для рыцарских турниров Максимилиана I
Император Священной Римской империи Максимилиан I (1459-1519) - одна из выдающихся исторических фигур. В средневековье и эпоху Возрождения, он неустанно работал и потратил огромное состояние, чтобы сделать Габсбургов одной из доминирующих правящих семей Европы. В Англии дом Йорков считал его жизненно важным союзником интересов английских территорий и торговли на континенте.
В 1484 году посланник Максимилиана попросил Ричарда III прислать ему 6000 лучников для укрепления этого союза, назвав английского короля «принцем всех христианских князей» «величайших и превосходных добродетелей», к которому Максимилиан питал «наибольшую любовь и привязанность и с любовью». с которым он больше всего желает вступить в союз и объединиться ». Не выражая никакого беспокойства по поводу низложения Эдуарда V или исчезновения «принцев в Тауэре» и, возможно, полагая, что они все еще живы, Максимилиан позже поддержал Йоркиста Ламберта Симнела, Перкина Варбека и Эдмунда де ла Поля.
В ознаменование 500 - летия его смерти в Метрополитен-музее в Нью-Йорке был организован «Последний рыцарь» - выставка из 180 предметов из 30 государственных и частных коллекций Европы, Ближнего Востока и Америки. Были представлены собственные экстравагантные доспехи Максимилиана, отражающие его покровительство величайшим европейским оружейникам его времени, а также связанные рукописи, письма, картины, портреты, скульптуры, стекло и игрушки. На выставке был представлен турнирный гобелен Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонии, который содержит изображение Перкина Варбека. Благодаря этим объектам династические амбиции Максимилиана и центральная роль рыцарства в его личном правлении были поставлены в центр внимания.
Максимилиан вышел на международную арену в возрасте 17 лет, когда он женился на Марии, герцогине Бургундской (1457–1482) в 1477 году. Брак был бы невозможен без поддержки Маргарет Йоркской - мачехи Марии и Ричарда. Хотя он был эрцгерцогом Австрии и единственным выжившим сыном императора Священной Римской империи Фридриха III, Максимилиан не принес ни земель, ни дохода, ни родства, ни опыта в управлении. Его открыто высмеивали за то, что он грубый немецкий аутсайдер, не знал французского, фламандского и голландского языков и не знал ритуалов изощренного бургундского двора. Максимилиана это не остановило. Он получил бургундское наследство своей жены, чтобы защитить его от внешних и внутренних угроз после смерти Карла Смелого в 1477 году.
Максимилиан зарекомендовал себя как надежный защитник бургундского наследия.
Доспехи, которые Максимилиан заказал у мастера-оружейника Лоренца Хельмшмида и надевал в битве в 1480 году, когда он победил французов. силы Людовика XI в битве при Гинегате.
Сказать, что эта броня слепит глаза, не будет преувеличением. С ее тщательно проработанными канавками, перфорированным рисунком, декоративными полосами и компонентами из медного сплава она показывает молодого рыцаря с осиной талией ростом около 1.5 метра, который хотел заявить о себе.
Это стоило Максимилиану современный эквивалент более 1000000 фунтов стерлингов, чтобы создать эту броню на заказ, что могло бы сказать потенциальным врагам, что у него (его жены) тоже есть деньги на поддержку армий.
Первоначально созданные для капеллы Святой Крови Брюгге, стеклянные панели (ныне принадлежащие Музею Виктории и Альберта) изображают надменную и красивую герцогиню Марию и ее красивого светловолосого мужа.
Поскольку он постоянно участвовал в военных кампаниях, чтобы защитить наследство своей жены и своего единственного сына Филиппа Красивого (1478–1506), Максимилиан постоянно нуждался в полевых доспехах. Но его интерес к доспехам был также мотивирован рыцарским стремлением к турнирным боям.
У него было множество турнирных доспехов, заказанных и изготовленных для Максимилиана для рыцарских и мирных турниров, пеших боев и бесплатных турниров. Эти события дали Максимилиану возможность продемонстрировать свое физическое мастерство и храбрость, а также возможность выиграть другие доспехи в качестве трофеев.
Поединки и пешие сражения требовали максимальной защиты, поскольку бойцы использовали ужасающее боевое оружие, чтобы продемонстрировать свои навыки. По этой причине, доспехи для рыцарских боев и пеших боев не были роскошно украшены.
Рыцарские турниры позволили использовать больше декоративных доспехов, таких как тот, который изготовил Йорг Хельмшмид Младший около 1494 года, когда Максимилиан уладил дела в Бургундском королевстве и переехал в Инсбрук после того, как стал королем римлян в 1486 году.
Производство доспехов и военных устройств требовало промышленного производства, и Максимилиан лично участвовал в поощрении новых технологий. Он разработал седло для боевой лошади, с помощью которого всадник мог освободить свою правую руку, «укладывая» копье в подпружиненный кронштейн. Он заказал дизайн механических нагрудников для турниров мира; когда цель поражалась, нагрудник выбрасывал щит и иногда разрывался на куски в воздухе. Это выглядело очень эффектно для зрителей и сразу определяло победителя поединка.
Максимилиан потратил много времени на разработку новых турнирных игр и осознал важнейшее влияние этих турниров на публику.
Всегда ищущий самые инновационные проекты, Максимилиан покровительствовал слесарям и часовщикам, а также оружейникам в Италии, Брюсселе, Франш-Конте и немецкоговорящих странах. Некоторым были присвоены дворянские титулы в результате того, что они снабдили его доспехами, необходимыми для него самого и его войск, а также для подарков, таких как конный бард, который он подарил Генриху VIII.
Доспехи Максимилиана не только отражали его саморекламу как идеального рыцаря, но и делали его покровителем различных обществ. Самым престижным из них было его введение в 1478 году в качестве суверена Бургундского ордена Золотого руна.
Обеспечив допуск своего отца и потомков к ордену, Максимилиан смог прочно связать Дом Габсбургов с Бургундией. В 1489 году Максимилиан стал членом Английского Ордена Подвязки, что он очень ценил. Четыре года спустя Максимилиан унаследовал от своего отца покровительство Ордена Святого Георгия, христианского сообщества, открытого для мужчин и женщин для защиты христианского мира от османского нападения. Значки и мотивы из орденов Золотого руна и Святого Георгия занимали видное место в некоторых доспехах, сделанных для Максимилиана и его наследников.
Максимилиан любил сражаться и быть покровителем рыцарских орденов, но он также участвовал в других мероприятиях, необходимых для рыцаря. Одним из небоевых занятий было придворное искусство танца. Максимилиан безмерно любил танцевать и был широко известен как один из лучших танцоров в своем королевстве, с энтузиазмом участвовавший в праздничных ритуалах, которые следовали за долгим днем, проведенным во дворе.
Это было увековечено серией иллюстраций, показывающих, как турниры находят свое отражение в пирах, танцевальных представлениях, маскарадах. Как ни странно, такие мужчины, как Максимилиан, иногда надевали женскую одежду во время маскарадов, предполагая, что героическая концепция мужественности не несовместима с переодеванием в одежду другого пола.
Максимилиан старался изобразить себя достойным отцом династического происхождения. Используя эпическое повествование как средство передачи , он сочинил Теуэрданка, чтобы рассказать о своем чрезвычайно романтизированном путешествии по женитьбе на Марии Бургундской в 1477 году. Позже он создал два литературных альтер-эго для себя в персонажах Фрейдала и Белого короля или Вайскунига . Героические подвиги Фрейдала были отмечены в серии эскизов, показывающих его подвиги на различных турнирах и рыцарских турнирах, и Максимилиан позже поручил Альбрехту Дюреру создать из них гравюры на дереве.
Максимилиан оставил Чарльза и другого его внука Фердинанда в огромном долгу из-за того, что он потратил деньги на доспехи. Максимилиан оправдал свое финансовое расточительство голосом своего литературного альтер-эго дер Вайсскунига :
«Тот, кто в течение своей жизни не помнит себя, не помнит после своей смерти, и тот же самый человек забывается звонком в колокол, и поэтому деньги, которые я трачу на поминание, не теряются; но деньги, сэкономленные на моей памяти, это подавление моей будущей памяти, и то, что я не совершаю в течение моей жизни, для моей памяти не будет возмещено после моей смерти ни тобой, ни другими ».
Потребовалось несколько поколений Габсбургов, чтобы расплатиться с долгами Максимилиана, но его наследие было неизгладимым. В результате браков, которые он устроил для своих детей и внуков, Габсбурги стали править Испанией и ее колониями в Новом Свете, Португалией и ее колониями в Новом Свете, южной Италией, Австрией, Венгрией, Хорватией и Нижними странами. Его прямые потомки были императорами Священной Римской империи до 1740 года, и он заложил основы Австро-Венгерской империи, империи, которая влияла на европейскую и мировую политику вплоть до ее формального распада в 1918 году. Когда в 1519 году внук Максимилиана Карл V был коронован императором Священной Римской империи, он был описан Людовико Ариосто и другими как «мировой император», правящий «империей, над которой никогда не заходит солнце». Эта фраза очень понравилась бы Максимилиану I.
«Механический реннен»
«Механический» реннен – состязание, при котором от удачного удара по тарчу тот отрывался от кирасы вместе со многими прикрепленными к нему деталями и все это взлетало высоко в воздух. Для этого под кирасой был установлен специальный пружинный механизм, соединенный с тарчем при помощи штыря. Штырь этот проходил через отверстие в тарче, а снаружи заклинивался металлическими клиньями и шайбой. Соответственно под тарчем тоже была пружина, которую в сжатом виде удерживали эти самые клинья. При ударе копья о тарч тот давил на пружину, пружина сжималась, клинья освобождались и уже его не держали.
Два рычага, находившиеся под тарчем, с силой выталкивали его вверх, и тарч, а также удерживавшие его клинья разлетались в разные стороны. Расчет при этом был на то, чтобы публика своими глазами увидела результат попадания и «силу удара», что безусловно повышало бы зрелищность выступления. Большим любителем подобного игрища был опять же император Максимилиан I, которого очень забавляло, как от его сильного удара обломки тарчей высоко взмывали в воздух. Причем, если участвовавший в этом турнире всадник не мог «высидеть» удар, то есть валился из седла, то от дальнейшего участия в турнире его отстраняли.
Другой разновидностью реннена был «точный» реннен. Участвовавший в нем всадник носил реннцойг. Поножи или наручи практически не использовались. Шаффрон – глухой, без смотровых отверстий. Лошадь покрывалась кожаной попоной и накидкой из яркой ткани. Точным реннен назывался потому, что столкновения осуществлялись на полном скаку, то есть лошади навстречу друг другу мчались очень быстро и требовалась немалая сноровка, чтобы при этом еще и попасть в тарч противника.
Однако попасть в него было еще полдела. Нужно было выбить тарч из захватов, которые удерживали его на кирасе. И если тарч падал на землю, его обладатель считался побежденным. Как правило, доспехи для ног в этом виде турнира не предусматривались, достаточно было набедренников дильже.
Но самой опасной разновидностью «механического» реннена считался другой его вид – бундреннн. Для участия нем реннцойг оснащали специальным нагрудником, который назывался бунд. На нем устанавливался механизм, устроенный так, что при удачном ударе копья противника в тарч он выбрасывал его вверх, и тот взлетал высоко вверх над головой поединщика. И мало того, что взлетал, он еще и рассыпался на множество сегментов. Но так как под этим тарчем подбородника всадник не имел, любая неточность в сборке механизма или его работе приводила к смертельной опасности. Чтобы все это обеспечить, на кирасе монтировались две направляющие, которые проходили по ней до самого турнирного салада.
Максимилиан I выступал также и в бундкирасе на турнире бундреннен. Когда щиты разлетались, придворные радовались, однако его участие в столь опасном состязании доставляло им большое беспокойство и вызывало немалую озабоченность.
«Жесткий» реннен был самой простой разновидностью двух предыдущих состязаний. Тарч в нем наглухо привинчивался одним либо двумя винтами к кирасе и никуда при ударе не улетал. Суть поединка состояла в том, чтобы опять-таки переломить свое копье о тарч противника и… все! Сломавший копье рыцарь объявлялся победителем!
«Смешанный» реннен был специально придуман забавы ради. В поединке участвовали два рыцаря, но в разных доспехах. Один в штехцойге, другой в реннцойге. Тот, который был одет в штехцойг, имел на копье корончатый наконечник. Облаченный в реннцойг – обычный острый. Соответствующим было и конское снаряжение. Цель поединка была все та же – сломать свое копье о тарч противника и вдобавок выбить его из седла.
Для «полевого» реннена нужно было облачиться в полные рыцарские доспехи, чтобы все на них поглядели и… опять же сломать копье. Вся разница – показать себя облаченным в полированную сталь.
А вот полевой турнир – это было уже групповое состязание двух отрядов. То есть все было точно так же, как и на войне. Копье использовалось боевое, а не турнирное. Но цель была все та же – «переломить копье». Поэтому мечи рыцари на этот турнир с собой не брали. Однако, иногда правилами оговаривалось их использование. И тогда, сломав копье, участники турнира сражались на мечах. Тупых, разумеется, и, видимо, к этому времени такие мечи делались уже специально.
При императоре Максимилиане I были также очень популярны пешие турниры, также требовавшие специальных доспехов. Причем доспехи эти были настолько дороги, что по сути стали привилегией лишь самой высшей знати – герцогов и королей. Выйти на такой турнир в дешевых доспехах было просто неприлично. А ведь были еще и доспехи для конных состязаний, которых требовалось как минимум 2-3, потом боевые доспехи, затем парадные доспехи… Все это привело к попыткам хоть как-то уменьшить стоимость турнирного снаряжения, но так, чтобы на зрелищность поединка это не влияло. Так появились состязания с барьером. На ристалище поединщики выходили в боевых доспехах, однако ноги при этом обычно латами не защищались, поскольку сражающихся разделял деревянный барьер. Бойцы выступали, разделившись на две партии, и сражались через него, стараясь сломать копье своего соперника. При этом копье, как это делали ландскнехты, следовало держать обеими руками. Каждому участнику такого турнира разрешалось сломать от пяти до шести копий. Ну, и, разумеется, судьи следили, чтобы никто не наносил удары ниже пояса.
Такие турниры стали проводить перед конными состязаниями штехен и реннен, чтобы дать возможность конным рыцарям время на подготовку своего сложного снаряжения для выхода на ристалище. К середине XVI века, хотя и находились сильные и ловкие рыцари, которые предпочитали участвовать именно в турнирах штехен и реннен, и рассматривали их как единственно достойное рыцаря занятие, все большее количество представителей знати рассматривало это уже как снобизм и предпочитало пешие поединки. Не гнушались участвовать в них, демонстрируя свои роскошные доспехи публике, даже короли.
Эпоха Ренессанса отразилась и на турнирном искусстве. Итальянцам тяжелые доспехи для немецкого турнира не нравились, и они этой северной рыцарской моде следовали неохотно. Со временем стали модными турниры по итальянским правилам. Например, уже в середине XVI века стали популярными два вида: свободный турнир, или «свободный» реннен, для которого использовались обычные боевые доспехи лишь с некоторыми дополнительными защитными элементами.
Для поединка через барьер, как здесь уже сообщалось, сначала применялся штехцойг. Но постепенно его заменяли облегченными итальянскими доспехами, по форме приближающимися к боевым. Приблизительно к 1550 году доспех для этого «нового» поединка через барьер отличался от боевого доспеха только новым шлемом, лишь слегка похожим на старую «жабью голову».
В обоих видах «механического» реннена целью было главным образом привести пружинный механизм в действие. В торжественном описании победы Максимилиана I отмечалось: «Если попадал в тарчи, то их обломки высоко взмывали в воздух». Если в таком турнире всадник, получив мощный удар, не мог удержаться в седле, т. е. «высидеть» удар, то такого всадника отстраняли от дальнейшего участия в турнире.