/ Новости сайта / Археология / Этот "очень странный" недавно обнаруженный динозавр был вооружен режущим оружием
02.12.2021

Палеонтологи в субантарктическом Чили обнаружили останки "очень странного" анкилозавра, который имел смертоносный бронированный хвост, как ни один другой известный динозавр, говорят исследователи.

"Хвост был похож на меч, он такой плоский", - рассказал Live Science соруководитель исследования Александр Варгас, палеонтолог позвоночных с кафедры биологии Чилийского университета. Он был бы "немного похож на меч ацтеков или на ацтекскую дубину под названием макуауитль".

Помимо обнаружения хвоста с оружием, останки динозавра рассказывают ранее неизвестную историю об эволюции анкилозавров: Раскол суперконтинента Пангея в юрский период (201,3-145 миллионов лет назад) привел к крайним различиям между анкилозаврами северного суперконтинента Лавразия и южного суперконтинента Гондвана, как, например, этот новонайденный вид, названный Stegouros elengassen.

Новый обнаруженный вид был описан в исследовании, опубликованном онлайн в среду (1 декабря) в журнале Nature.

Палеонтологи обнаружили S. elengassen в породах мелового периода, относящихся к периоду между 71,7 и 74,9 млн лет назад, в феврале 2018 года. Хорошо сохранившийся скелет был полным примерно на 80 процентов, и "это странно, потому что он сочленен [кости расположены в порядке] от пояса вниз, а от пояса вверх все было как бы разбросано", - сказал Варгас.

Зверь погиб у реки, возможно, в зыбучих песках, что объясняет, почему его нижняя половина так хорошо сохранилась, хотя это всего лишь предположение, сказал он.

По словам Варгаса, у команды оставалось всего пять дней полевого сезона для раскопок останков динозавра, и эти короткие сроки привели к кропотливой работе, в ходе которой команда получила растяжение лодыжки, перелом ребра и почти гипотермию.

Но их упорный труд окупился: Теперь чилийская команда, состоящая из представителей разных стран, имеет в своем распоряжении изысканный экземпляр анкилозавра длиной около 6,5 футов (2 метра) с хвостом, похожим на цветок папоротника.

Видовое название динозавра, Stegouros, происходит от греческих слов "крыша" (stego) и "хвост" (uros) - а его видовое название, elengassen, относится к бронированному зверю из мифологии местного народа Aónik'enk.

S. elengassen разительно отличается от лавразийских анкилозавров; он легко бронирован несколькими рядами остеодерм, или костных пластин, и имеет "довольно большую голову с узким изогнутым клювом, что не характерно для анкилозавров", - сказал Варгас. "У него стройные конечности. ... У него нет заостренных когтей; у него округлые, похожие на копыта когти на лапах и конечностях".

Более того, таз анкилозавра широкий и похож на таз стегозавра. "Если бы у вас был только таз, вы бы подумали, что перед вами первый стегозавр мелового периода", - сказал он. (Стегозавр жил раньше, в юрском периоде).

Самая характерная особенность S. elengassen - его хвост - самый короткий хвост среди всех известных бронированных динозавров. Он состоит из семи пар крупных и уплощенных остеодерм. Первые две пары находятся рядом с телом, а следующие пять пар слиты вместе в плоское, мощное оружие, сказал Варгас. В отличие от них, у других анкилозавров на хвосте были парные шипы или булавы.

До сих пор было неясно, перебрались ли лавразийские анкилозавры каким-то образом на юг, чтобы заселить Гондвану, сказал Варгас.

Но теперь S. elengassen, "первый полностью изученный анкилозавр из Южного полушария", показывает, что он и два других известных анкилозавра Южного полушария - Antarctopelta из Антарктиды и Kunbarrasaurus из Австралии - лишены многих специализированных признаков, которые были у анкилозавров Севера и которые они уже имели в середине юрского периода", - сказал Варгас. "Значит, они отделились еще до середины юрского периода, что говорит об очень древних корнях".

По словам Варгаса, очень интересно найти бронированного динозавра с никогда ранее не встречавшимся хвостом.

"Мы все знаем хвостовые булавы, мы все знаем хвостовой хребет, но это новая линия... линия Южного полушария, у которой развился третий вид хвостового оружия", - сказал Варгас.

По словам Мэтта Ламанна, палеонтолога позвоночных из Музея естественной истории Карнеги в Питтсбурге, который не принимал участия в исследовании, "это просто исключительный материал и просто очень неожиданный динозавр".