В затерянной мексиканской пещере нашли следы ритуалов майя
Археологи Национального института антропологии и истории (INAH) Мексики сообщили, что начали исследование ранее неизвестной пещеры. Она расположена недалеко от города Чемуйиль в штате Кинтана-Роо в восточной части полуострова Юкатан. Впрочем, местные жители о пещере знали: недалеко от входа археологи нашли мусор и другие следы нерегулярного проникновения людей. Но самое интересное всегда скрывается в труднодоступных местах.
Так оказалось и здесь. В самой запутанной части пещеры исследователи нашли три предмета, которые предварительно датировали поздним постклассическим периодом майя (1200-1521 годы нашей эры). Первый из них — монохромный сосуд, довольно грубого изготовления. У него сохранилась одна из двух ручек, а в основании есть вогнутая полость, типичная для керамики майя этого времени.
Вход в пещеру. Его сложно разглядеть даже с близкого расстояния / ©INAH
Шарообразный горшок из керамики примерно такого же качества, как предыдущий предмет, нашли раздробленным: корень одного из деревьев на поверхности дорос до пещеры и прижал его к камням. Оба сосуда, по словам археолога Антонио Рейеса (Antonio Reyes), были установлены над естественными нишами в пещере — вероятно, в местах, где вода стекала со сталактитов.
Третий предмет сильно отличается от предыдущих: это тоже керамический сосуд, но более тщательно изготовленный и имеющий три опоры (ножки) конической формы. Он находился очень близко к водоему, который, по предварительным оценкам, имеет непрерывное течение в нижней части пещеры. Сосуд некогда положили вверх дном и обложили камнями — из чего археологи сделали вывод, что это своего рода подношение. Первые же два сосуда использовали для ритуального сбора чистой воды, стекавшей со сталактитов.
Специалисты Института антропологии и истории утверждают, что в окрестностях нет ни одного археологического объекта, с которым можно было бы связать находки в пещере. Странным это может показаться только на первый взгляд: о самом подземелье, вход в которое находится на краю курортного города и рядом с оживленной дорогой, совсем недавно знали лишь некоторые местные жители, а вовсе не археологи.
Надо сказать, майя вообще активно использовали карстовые пещеры в различных целях. Но при этом в современной науке принято считать, что утилитарные (например, сбор воды в засуху) цели были лишь приложением, а основное назначение пещер — сакральное. Причем, судя по находкам, обряды в них проводили самые разные. На сегодня нам известны около 2000 пещер, в которых остались следы цивилизации майя.
В некоторых из них обнаружили останки людей. На этот счет существуют две основные гипотезы. Первая утверждает, что этих людей принесли в жертву богам. Вторая же говорит о том, что подобный способ захоронения — скорее почет, нежели жертва. Такое предположение связано с тем, что в «Пополь-Вухе» — эпосе народа киче (относились к этнической группе майя) — преисподняя майя Шибальба представляет собой именно пещеру. То есть, помещая в нее тело усопшего, майя просто сокращали его путь в загробный мир. Тем более что путь этот в их представлении был, мягко говоря, тернист.
Тот же «Пополь-Вух» рассказывает о путешествии в Шибальбу двух братьев-близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке. Судя по их истории, мертвым приходилось нелегко. Им предстояло пересечь три страшных реки: одну полную скорпионов, вторую — заполненную кровью, третью — с гноем. Затем мертвых пытались обмануть четыре говорящие дорожки на перекрестке. Оттуда путешественники попадали на совет Шибальбы, который состоял из подземных богов смерти.
На самом деле, там попросту издевались над гостями, сажая их на раскаленную скамейку. Затем путник отправлялся в «Дома испытаний». В эпосе описаны пять таких домов: Дом Холода, Дом Ягуара, Дом Летучей Мыши, Дом Обсидиановых Ножей и Дом Мрака, где и обитали главные боги Шибальбы. В «Домах испытаний» странников подвергали жестоким пыткам, как это часто бывает, с самой благой целью — чтобы побыстрее отделить душу человека от его тела.