/ Новости сайта / Наука и Технологии / Возможно, у нас наконец-то есть основа вакцины против аллергии на собак
30.12.2021

Возможно, у нас наконец-то есть основа вакцины против аллергии на собак

Ученые прилагают все усилия, чтобы чихание и сопение, связанные с домашними животными, стали далеким воспоминанием, и есть многообещающие новости от исследователей, анализирующих потенциал вакцины против аллергии на собак.

В качестве первого шага в разработке такой вакцины группа исследователей из Японии определила определенные части молекул, которые могут вызывать аллергическую реакцию у людей, когда рядом находится собака.

После того, как эти участки молекул будут обнаружены и выделены, на них можно будет направить вакцину, которая ослабит иммунный ответ, вызываемый этими участками. Эти участки технически известны как эпитопы - строки аминокислот, составляющие часть белка, которую наш организм воспринимает как угрозу.

"Мы хотим иметь возможность вводить иммунной системе небольшие дозы этих эпитопов, чтобы научить ее справляться с ними, подобно принципу, лежащему в основе любой вакцины", - говорит молекулярный биолог Такаши Инуи из Университета префектуры Осака в Японии.

В данном случае исследователи сосредоточили свое внимание на конкретном аллергене собак под названием Can f 1, одном из семи таких аллергенов, которые были ранее идентифицированы, и считаются ответственными за 50-75 процентов реакций у людей, страдающих аллергией на собак.

Используя метод, называемый рентгеновской кристаллографией (когда с помощью дифракции рентгеновских лучей выявляется кристаллическая структура материала), команда смогла определить структуру белка Can f 1 полностью, чего ранее не было сделано.

Были выявлены ключевые различия между Can f 1 и другими подобными аллергенами, указывающие на то, что исследователи считают сильными кандидатами на эпитопы. Дальнейшая экспериментальная работа позволит еще больше сузить круг этих кандидатов.

"Структура Can f 1 похожа на структуру других аллергенов собачьего липокалина [семейство белков]", - пишут исследователи в опубликованной работе. "Однако распределение поверхностного заряда на этих белках сильно различается".

Для человека, страдающего аллергией на собак, эпитопы, которые ищут ученые, можно представить себе как кусочки головоломки, которые подходят к соответствующим частям, построенным нашей иммунной системой - антителам, переносимым В-клетками или Т-клетками - для легкой идентификации. По сути, это поиск причины аллергической реакции.

Такой способ разработки вакцины, основанный на эпитопах, далеко не самый распространенный, и если ученым удастся реализовать его в отношении аллергии на собак, есть надежда, что в будущем этот же процесс может быть использован для разработки других типов вакцин.

Пока мы находимся на самой ранней стадии, поэтому людям, страдающим аллергией на собак, возможно, придется еще некоторое время избегать тесного контакта с собаками, но в один прекрасный день мы сможем вспомнить, что это первый важный шаг на пути к созданию рабочей вакцины.

"Эти аллергены могут вызывать тяжелые аллергические реакции, такие как астма, аллергический ринит и аллергический конъюнктивит у 5-10 процентов населения", - пишут исследователи.

"Поскольку контакты между собаками и людьми становятся все более частыми и тесными, аллергия на собак становится все более заметной во всем мире, особенно в развитых странах".

Исследование было опубликовано в журнале Федерации европейских биохимических обществ.