Лагаш, затерянный в веках город Месопотамии
Исторический регион Месопотамии издавна считается одной из колыбелей цивилизации. В Месопотамии, ограниченной плодородными реками Тигр и Евфрат, зародилось несколько действительно процветающих и новаторских ранних цивилизаций. Главной из них была цивилизация Шумера, хорошо известная своими революционными изобретениями, такими как ранняя письменность.
Шумеры были поистине уникальны, их отличали мощные города-государства, которые часто соперничали за власть и богатство. Одним из наиболее выдающихся городов-государств был город Лагаш - крупный и влиятельный игрок в политике и экономике Шумера. Он имел долгую и разнообразную историю, но в конце концов был потерян с течением времени. То немногое, что осталось от него сегодня, представляет собой настоящий ящик Пандоры для археологов. В ходе раскопок было найдено множество значительных находок, которые позволили понять богатую историю Лагаша и шумерской цивилизации в целом.
Как возник Лагаш?
Занимая около 300 гектаров, Лагаш был умеренного размера, но довольно мощным и влиятельным городом-государством в Месопотамии. Это небольшое царство состояло из трех крупных городских центров, каждый из которых находился на расстоянии примерно 20 километров друг от друга. Это были собственно город Лагаш (современная Аль-Хиба), религиозный центр Гирсу (современный Теллох) и Нина-Сирара (современный Зургул).
Города под названием Эрим и Уруазагга также, вероятно, были частью государства Лагаш. В период своего расцвета Лагаш был городом, расположенным близко к морю, поскольку современный Персидский залив простирался гораздо дальше вглубь страны, чем сейчас. Точно так же такие города, как Ур и Нина, находились практически на берегу, хотя сегодня они расположены на сотни километров вглубь материка.
Точное время основания города точно не известно, но сохранившиеся клинописные надписи подтверждают, что это был важный шумерский город в III тысячелетии до нашей эры. Он располагался примерно посередине между реками Евфрат и Тигр, на территории современного юго-восточного Ирака. Вероятно, первоначальное поселение было основано в Убайдский период, который длился примерно с 5200 по 3500 год до нашей эры.
Ко времени парфян, с 247 года до н.э. по 224 год н.э., Лагаш все еще был населен, что свидетельствует о его почтенной древности. Однако по прошествии нескольких тысячелетий современный Лагаш едва различим. Тем не менее, в недалеком прошлом был обнаружен телль (искусственный курган), что послужило поводом для проведения обширных археологических раскопок.
Французы первыми начали раскопки на этом месте, в итоге идентифицировав его с древним Лагашем. В период с 1877 по 1933 год было проведено несколько крупных археологических кампаний, в ходе которых было найдено множество ценных находок. В частности, здесь было найдено более 50 000 глиняных табличек с клинописными текстами.
Эти письмена стали фундаментальным источником для того, чтобы собрать воедино загадку Лагаша, его правителей, его истории и влияния в регионе. Это было также важно для установления хронологии развития Лагаша, а также хронологии шумерского искусства и его развития.
Также важными были обнаруженные посвятительные надписи, которые имели решающее значение для установления более или менее непрерывной истории Шумера, начиная примерно с 2500 года до н.э. и заканчивая примерно 2350 годом до н.э., особенно в отношении основных правящих фигур и ключевых событий.
Важное место в колыбели шумерской цивилизации
Правители Лагаша называли себя лугаль, что означает "царь". В связи с этим очевидно, что они считали Лагаш царством, но город-государство, как ни странно, никогда не фигурировал в сохранившемся шумерском "Списке царей". Тем не менее, Лагаш играл важную роль в политической и экономической жизни региона, достигнув своего расцвета между 2450 и 2300 годами до нашей эры. Он вышел на передний план после частичного упадка двух других конкурирующих городов-государств, а именно Киша и Урука, и оставался главным игроком до распада Третьей династии Ура в конце третьего тысячелетия до нашей эры.
Французские раскопки посвятительных надписей сыграли решающую роль в установлении правящей династии, которая была основана в Лагаше. Эти правители, ныне известные истории, сумели принести городу-государству период успеха и процветания, который продлился несколько столетий.
Но прежде чем они стали править, выделился один царь. Его звали Месилим, царь Киша, он правил примерно в 2600 году до н.э. и имел власть над несколькими независимыми городами, в том числе и над Лагашем. Это означает, что самые первые правители Лагаша были подданными своих соседей.
Первым документально подтвержденным правителем был Эн-Хегал, подданный города-государства Урук. Следующим в очереди стоит Лугаль-ша-Энгур, который был энси - правителем - Лагаша и подданным царя Месилима. Однако примерно в это время начинается история независимости Лагаша и его восхождения к власти.
Царь Месилим был известен как посредник в пограничных спорах между своими подданными. Одним из таких споров был спор между Лагашем и его злейшим соперником, городом Умма. Их конфликт существовал на протяжении многих поколений и часто переходил в войну.
Около 2500 года до н.э. в Лагаше появился новый правитель, некто Ур-Нанше, который успешно защищал свои земли от соперника Уммы, а затем добился независимости Лагаша. Он стал первым царем, основав царскую династию, которая просуществовала пять поколений. Ур-Нанше был великим строителем и могущественным правителем: он приказал построить многочисленные храмы (в Лагаше, Нине и Гирсу), оросительные каналы, гаремы и другие здания. С ним связаны многочисленные надписи, свидетельствующие о том, что он наладил ввоз товаров из чужих земель, придавал большое значение религии и храмовому строительству и обладал значительной властью.
Золотой век при царе Эаннатуме
Его внук был еще более знаменит: это был Эаннатум, третий царь Лагаша. Этот правитель продолжил достижения своего деда: он значительно расширил свои территории и влияние, подчинив себе города на большей части Шумера. Среди них были Ур, Ларса, Урук, Ниппур и Акшак. Он также покорил соседнюю цивилизацию Элам, разрушив ее столицу Сузы. Кроме того, он положил конец ожесточенному конфликту между Лагашем и Уммой, победив последних и заключив соглашение с их новым правителем. Его достижения были хорошо задокументированы в надписях и глиняных табличках. Одно из таких каменных посвящений гласит:
"Эаннатум, энси Лагаша, которому Энлиль даровал могущество, которого постоянно питает своим молоком Нинхурсаг, чье имя произнес Нингирсу, которого избрала Нанше в своем сердце, сын Акургала, энси Лагаша, завоевал землю Элам, завоевал Уруа, завоевал Умму, завоевал Ур. В то время он построил для Нингирсу колодец из обожженного кирпича в широком дворе своего храма. Бог Эананатума - Шулутула. Тогда Нингирсу полюбил Эананатума".
Умма и Лагаш находились в постоянной вражде со времен правления царя Киша Месилима. Они враждовали за свои границы, главным образом за владение плодородной равниной Гу-Эдин. После смерти Месилима правитель из Уммы, Уш, в знак восстания разрушил пограничные камни, подтолкнув Лагаш к новому конфликту. Эаннатум, один из самых выдающихся правителей своего времени, решительно разгромил силы Уммы, убив Уша и заставив его преемника просить о мире. Его многочисленные достижения были увековечены в самой известной реликвии Лагаша - Стеле стервятников.
Краткое возвышение Саргона Аккадского
В последующих поколениях конфликт с Уммой неоднократно возобновлялся. Преемники Эаннатума, Энаннатум и Энтемена, оба победили царей Уммы, вновь утвердив господство Лагаша. Увы, после их правления Лагаш, похоже, начал ослабевать в своем могуществе. Энтемена был последним великим царем династии Ур-Нанше - его последователи, вероятно, не достигли больших успехов.
Вражда с Уммой не прекращалась, и эламитские войска, согласно имеющимся записям, пытались совершать набеги на сам Лагаш. Возможная внутренняя вражда также способствовала ослаблению власти: сменявшие друг друга цари, такие как Энентарзи, Лугаланда и Урукагина, вероятно, были узурпаторами или интервентами, не принадлежавшими к первоначальной правящей династии. Если Лугаланда был отмечен как коррумпированный и неудачливый правитель, то его узурпатор Урукагина был отмечен своими социальными и этическими реформами - одними из самых ранних в истории человечества.
Тем не менее, Урукагина был отмечен как последний правитель первой династии Лагаша. Его правление закончилось фатально от рук Лугальзаггеси, амбициозного царя Уммы, который завоевал большую часть Шумера. В глиняных табличках зафиксировано, что он разрушил и разграбил города и храмы Лагаша, а Урукагина, скорее всего, пережил эти события, возможно, в изгнании.
Однако эпоха независимости и Уммы, и Лагаша - и большинства других шумерских городов - закончилась с резким возвышением города-государства Аккад. Его самый выдающийся правитель, знаменитый Саргон Аккадский, правивший примерно с 2334 по 2279 год до н.э., завоевал оба города и почти всю Месопотамию, создав довольно недолговечную Аккадскую империю.
Несмотря на свою мощь и историческую значимость, эта империя пала примерно через 180 лет после своего основания. Как и возникла, так и пала - в результате завоевания. Аккадцы были подчинены горным жителям Гутиума, которые завоевали множество городов по всему Шумеру. Однако и их правление было недолгим. Менее чем через столетие они были изгнаны царем Ур-Наммой, основателем Третьей династии Ура. И это был новый шанс для Лагаша вновь обрести независимость и влияние.
Так, спустя 150 лет после поражения от Урма, Лагаш вновь пережил возрождение. В этот период возникла Вторая династия Лагаша, самые ранние представители которой, такие как Лугал-Ушумгал и Пузер-Мама, были простыми правителями. Вполне вероятно, что после этого у Лагаша не было царей, но даже в это время он пользовался большой независимостью и значимостью. Он достиг своего абсолютного зенита, своего золотого века, во время правления энси Ур-Бабы, а затем его преемника, энси Гудеа, который, вероятно, царствовал с 2080 по 2060 год до нашей эры.
Правление Гудеа
Гудеа запечатлен в многочисленных надписях, сохранилось около 26 его высококачественных статуй. Несмотря на то, что во время его правления гутианы так и не были изгнаны, он все же добился большой независимости для Лагаша. Известно, что он торговал с иностранными государствами, импортируя роскошную кедровую древесину из Ливана и гор Амануса, дорогой диорит из земель Аравии, импортную медь и золото, а также известняк, стеатит и алебастр.
В это время Лагаш был вовлечен в конфликты с Эламом, расположенным на востоке. Город-государство в то время фактически располагался в религиозном центре Гирсу, а всего в нем было около 17 городов, из которых Гирсу и Лагаш, вероятно, были самыми крупными. По одной из оценок, во времена правления Гудеа Лагаш был самым большим городом в мире.
Но всего через несколько десятилетий после Гудеа возвысилась Третья династия Ура. Гутийские захватчики были изгнаны навсегда, и царь Ур-Намму основал свое огромное государство, известное также как Неошумерская империя. Лагаш стал одной из его самых крупных и богатых провинций, но потерял свою независимость как город-государство.
Тем не менее, он оставался важным региональным центром, с процветающим искусством и культурой, и большим художественным развитием. Из археологических исследований и раскопок известно, что в Лагаше было множество храмов, включая "Храм семи врат" и Э-Нинну, "Дом пятидесяти", резиденцию верховного бога Энлиля, божества-покровителя Лагаша.
Одним из самых замечательных архитектурных достижений Лагаша была плотина и регулятор, которые, вероятно, имели шлюзовые ворота, помогавшие сохранять драгоценные запасы воды в больших водохранилищах.
Увядающий город, оставленный на милость уходящей истории
После падения Третьей династии Ура от рук вторгшихся эламитов около 2004 года до н.э. Лагаш и Гирсу, вероятно, начали терять свое значение. История Месопотамии продолжалась на протяжении веков, постоянно бурная и изменчивая, и в регионе появлялись новые династии, новые царства, города и новые народы. Амориты, касситы, хетты и другие - все они определяли будущее Месопотамии.
Лагаш постепенно исчез из исторических записей. На протяжении веков, превратившихся в тысячелетия, регион Месопотамии был полностью изменен. И история сделала то, что она делает лучше всего: этот некогда пышный и разросшийся город был тихо превращен в небытие, он был потерян. Теперь на месте некогда величественных зданий можно увидеть лишь курганы и засушливые ландшафты.