/ Новости сайта / Археология / Археологи раскопали в южной галерее Денисовой пещеры 3154 каменных артефакта
15.01.2022

Археологи раскопали в южной галерее Денисовой пещеры 3154 каменных артефакта

Сибирские археологи представили результаты раскопок южной галереи Денисовой пещеры. В культурных слоях, относящихся к среднему и верхнему палеолиту, они обнаружили в общей сложности 3154 каменных артефакта. Судя по датировкам, древнейшие из этих находок относятся ко второй половине морской изотопной стадии 4. Результаты исследования опубликованы в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.

В Солонешенском районе Алтайского края, в долине реки Ануй, расположена Денисова пещера – самая древняя известная пещера на территории Сибири, которую заселил человек. Для научного сообщества ее открыли палеонтологи еще в 1977 году, однако полноценные археологические раскопки здесь начались спустя почти десятилетие. Мировую известность этот памятник приобрел в 2010 году, когда коллектив исследователей опубликовал результаты палеогенетического исследования фрагмента кости, которая принадлежала ранее неизвестной популяции древних людей – денисовцам.

Последующие исследования показали, что эти люди впервые появились в Денисовой пещере более двухсот тысяч лет назад. Археологам также удалось найти на этом памятнике свидетельства пребывания неандертальцев, а в более позднее время и людей современного анатомического типа. В общей сложности ученые нашли здесь останки четырех денисовцев и одной девочки-метиски, чьей мамой оказалась неандерталка. В 2021 году стало известно об обнаружении еще трех костей денисовцев, которые принадлежали двум или трем индивидам.

Каменные артефакты из слоя 9 южной галереи Денисовой пещеры и из нерасчищенных отложений на уровне слоев 11–12

Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН при участии Анатолия Деревянко (Anatoly Derevyanko) и Михаила Шунькова (Mikhail Shunkov) представили результаты исследования южной галереи Денисовой пещеры. Археологи в минувшем сезоне сосредоточили свое внимание на верхнепалеолитических слоях 9 и 11, а также на верхней части среднепалеолитического слоя 12.

Только в пределах слоя 12 археологи обнаружили 1266 каменных артефактов, относящихся к индустрии Леваллуа. Среди них археологи выделили 597 отщепов, 23 пластины, а также 60 готовых орудий: два леваллуазских острия, 19 скребел, угловой однофасеточный резец, шиповидный инструмент и некоторые другие.

В слое 11 ученые обнаружили 1611 каменных предметов. Они включали пять отбойников, шесть нуклеусов, 644 отщепа, 106 пластин и пластинок, а также 85 орудий, в том числе, левалуазское острие, ретушированный остроконечник, фрагмент обработанного бифаса, восемь скребел, шесть скребков, ретушированная пластина, три резца, проколка, зубчатое и выемчатое орудия и другие. Кроме того, в пределах нерасчищенных отложений на уровне слоев 11 и 12 археологи раскопали еще 1078 предметов — отбойников, нуклеусов, сколов и пластин. Среди них ученые идентифицировали 32 орудия, например, три острия, пять скребел, ретушированные пластины, два шиповидных изделия и выемчатое орудие.

Меньше всего находок оказалось в слое 9 (n = 277). Так, он содержал лишь один нуклеус, 98 отщепов, 18 пластинчатых заготовок, а также 11 предметов со вторичной обработкой. Среди них оказались ретушированная пластина, геометрический микролит, резец, два крупных отретушированных отщепа и две пластинки.

Термолюминесцентный и радиоуглеродный анализы показали, что слои 11 и 12 сформировались во время второй половины морской изотопной стадии 4 — первой половины морской изотопной стадии 3. Отложения слоя 9 накапливались, похоже, во время морской изотопной стадии 2.

Источник:  https://nplus1.ru/