Древние исторические описания Всемирного потопа
История о Всемирном потопе, описанная в повествовании о Ноевом ковчеге, остается одной из самых загадочных загадок древности. Ветхозаветные богословы единодушно согласны с тем, что библейская история о потопе является переработкой повествования шестого века до нашей эры, которое зародилось в Месопотамии.
Первое упоминание о великом потопе содержится в двух предложениях в Шумерском царском списке около 2050 года до н.э.. Однако самая древняя, масштабная драма о потопе - с божеством потопа, героем потопа, ковчегом и обличением - появляется только через три с половиной столетия. Современные ученые неофициально называют эту самую раннюю драму о потопе "Сказанием об Атра-Хасисе" по имени вавилонского героя потопа ("Атра-Хасис", "Превосходно мудрый").
Текст "Сказания о потопе Атра-Хасиса" изменялся на протяжении всего второго тысячелетия до нашей эры, и одна из его редакций была канонизирована в качестве 11-й скрижали "Эпоса о Гильгамеше" около 1000 года до нашей эры.
Стоит отметить, что шумерская версия Потопа появилась около 1600 года до н.э., через два столетия после "смерти" разговорного шумерского языка. Поскольку вавилонские интеллектуалы сохранили шумерский язык как священный язык науки и литературы, современные исследователи утверждают, что "шумерская драма потопа" на самом деле была основана на вавилонском тексте "Сказания о потопе Атра-Хасиса".
Клинописные эпиграфы У. Г. Ламберт и А. Р. Миллард отмечают, что: "Идея потопа как момента в мировой истории стала общепринятой в древней Месопотамии, по крайней мере, к 1000 году до н.э., и ссылки на него ... не являются скудными".
Архаичные ссылки на потоп как на историческое событие встречаются у ассирийского царя Ашшурбанипала (669-631 гг. до н.э.), который писал, что: "Я изучаю каменные надписи, сделанные до потопа...".
В 281 году до н.э. вавилонский астролог Бероссус написал "Историю Вавилонии", в которую включил рассказ о потопе на греческом языке для режима Селевкидов, аннексировавших его страну; писатель явно принимал это всемирное затопление за чистую правду.
Кроме ветхозаветной хроники потопа в Бытие 6:5-8:22, Иов (22:16) упоминает потоп как историческое событие, а псалмопевец (29:10) делает своеобразное замечание, что иудейское божество Яхве "воцарилось над потопом".
А Евангелия от Матфея (24:38-39) и Луки (17:26-27) утверждают, что Иисус однозначно говорил о Ноевом потопе как о реальном событии.
Многие современные ученые и богословы считают, что обширные временные (с 2050 года до н.э.) и пространственные (от Месопотамии до Леванта) ссылки на катастрофический Потоп свидетельствуют о его правдоподобности.