/ Новости сайта / Эпидемии / Ученые выявили специфический вариант гена, который защищает от тяжелой формы COVID-19
17.01.2022

Оценка: 0.0    818 1 Эпидемии

Исследователи обнаружили защитный вариант гена, который, по-видимому, защищает людей от тяжелых случаев COVID-19, и эта находка может привести к новым прорывам в борьбе с коронавирусом.

С самого начала пандемии ученые активно изучали, как генетика пациентов влияет на тяжесть инфекции SARS-CoV-2, выявляя наследственные факторы, которые, по-видимому, защищают людей от тяжелых проявлений заболевания - или, наоборот, предрасполагают к ним.

Теперь эти усилия, похоже, позволили обнаружить новую многообещающую зацепку. Основываясь на результатах, полученных в конце 2020 года, которые выявили многочисленные генетические механизмы, связанные с угрожающими жизни случаями COVID-19, международная группа исследователей определила конкретный вариант гена, который может обеспечить защиту от критического заболевания.

В 2020 году анализ генетических данных, полученных в основном у жителей Европы, показал, что локус генетических вариантов в кластере генов OAS1/2/3 связан с несколькими противовирусными механизмами. Эти варианты обеспечивали примерно 23-процентное снижение риска развития критического заболевания в случаях инфекции SARS-CoV-2, в дополнение к другим факторам, связанным с восприимчивостью к вирусу.

Тем не менее, было неясно, что именно в этой области ДНК, унаследованной в основном от неандертальцев, вызвало усиление защиты от коронавируса, то есть причинный ген или гены до сих пор не были идентифицированы.

В новом исследовании ученые сравнили информацию, полученную от людей с разным происхождением, рассмотрев генетические наборы данных людей из африканской и европейской линий.

Целью ученых было выяснить, смогут ли они еще больше сузить поиск в рамках кластера OAS1/2/3 и определить тот же защитный сигнал в сравнительно более коротких гаплотипах африканских людей - которые не несут в своей ДНК такого сложного наплыва неандертальских и денисовских генов, что делает выявление потенциально причинных вариантов гораздо более проблематичным.

Подход сработал. В ходе анализа 2787 случаев заболевания COVID-19 наряду с генетическими данными 130 997 лиц африканского происхождения исследователи выявили аллель в гене rs10774671, который обеспечивает защиту от госпитализации с COVID-19 у лиц африканского происхождения, что соответствует тому, что ранее наблюдалось у европейцев.

"Тот факт, что лица африканского происхождения имели такую же защиту, позволил нам определить уникальный вариант в ДНК, который действительно защищает от инфекции COVID-19", - говорит первый автор и исследователь геномики Дженнифер Хаффман из VA Boston Healthcare System.

По словам исследователей, рассматриваемый вариант - rs10774671 G - обеспечивает защиту от тяжести COVID-19 независимо от других ассоциированных аллелей в неафриканских популяциях, и их анализ показывает, что он, скорее всего, является единственным причинным вариантом, обуславливающим эффект защиты.

Учитывая, что африканские предки обычно не имеют неандертальских гаплотипов - в отличие от европейских популяций, которые приняли неандертальские гены в результате размножения с неандертальцами во время их длительной миграции из Африки - общий вариант rs10774671 G существует сегодня как у африканцев, так и у европейцев "в результате наследования от предковой популяции, общей как для современных людей, так и для неандертальцев", - пишут исследователи в своей работе.

"Такие варианты существуют у современных людей примерно полмиллиона лет и поэтому сегрегация с ними происходит иначе, чем при наследовании от потока генов от неандертальцев к современным людям, который произошел около 60 000 лет назад".

Хотя этот вариант, по-видимому, носился людьми в течение очень долгого времени, его было бы нелегко обнаружить, учитывая сложность генетических анализов, подобных этому - если только не сравнивать популяции разных видов.

"Это исследование показывает, насколько важно включать людей с разным происхождением", - говорит старший исследователь и эволюционный генетик Хьюго Зеберг из Каролинского института в Швеции.

"Если бы мы изучали только одну группу, нам бы не удалось выявить вариант гена в данном случае".

Хотя еще многое предстоит изучить вокруг rs10774671 G, исследователи предполагают, что защитный эффект возникает из-за влияния варианта на ген OAS1, кодирующий более длинный белок OAS1, который эффективнее разрушает SARS-CoV-2, чем его неизмененная форма.

Если они правы, это понимание может стать важным шагом на пути к новым видам лечения, которые могут усилить иммунный ответ подобным образом.

"То, что мы начинаем детально понимать генетические факторы риска, является ключом к разработке новых лекарств против COVID-19", - говорит старший исследователь и генетик Брент Ричардс из Университета Макгилла в Канаде.

О результатах исследования сообщается в журнале Nature Genetics.

Белыйлис 17.01.2022 11:50 [Материал]
Выходит что ген общий для предков африканцев и предков неандертальцев ,но раз его раньше идентифицировали как полученный европейцами от неандертальцев значит его не находили у кроманьонцев? Значит общий предок пока только гипотеза?