/ Новости сайта / Наука и Технологии / "Волшебные грибы" могли ускорить эволюцию человеческого мозга
19.01.2022

"Волшебные грибы" могли ускорить эволюцию человеческого мозга

В начале 90-х годов американский ботаник Теренс Маккенна изложил теорию о том, что резкий скачок в развитии человеческого мозга произошел благодаря галлюциногенным грибам, пишет Sasapost. Что заставило ученых вновь вспомнить об этом сомнительном предположении — читайте в статье.

Человеческий мозг часто сравнивают с компьютером из-за его сложности и способности решать несколько задач одновременно. Многие исследователи занимаются изучением головного мозга, в том числе выдвигают теории о нарушениях в его зонах, отвечающих за эмоции и эмпатию, особенно у преступников и убийц.

Существует множество исследований о важности головного мозга, но как развивался сам мозг у живых организмов, особенно у человека, до сих пор остается загадкой. Резкий скачок в развитии мозга произошел по неизвестной причине. В этом отчете мы попытаемся ответить на вопрос: как возник человеческий мозг?

Могут ли губки помочь разгадать тайну человеческого мозга?

Несмотря на тысячи исследований на тему, откуда берет начало развитие мозга до сих остается неизвестным. Согласно некоторым исследованиям, первый мозг у животных появился сотни миллионов лет назад, но нет данных, позволяющих проанализировать, как живые организмы развили такой сложный орган.

В исследовании под названием «What sponges can tell us about the evolution of the brain», опубликованном 4 ноября 2021 года, говорится, что изучение губок может, наконец, пролить свет на вопрос об эволюции нейронов и мозга у людей и других живых организмов. Но почему именно губки?

Губка — это довольно примитивный организм, у которого нет мозга. Нейробиологи заметили, что губки содержат гены, похожие на человеческие гены, обнаруженные в «синапсах», в пищеварительной камере. Она нужна губке, чтобы отфильтровывать пищу из воды. Параллельно пищеварительная камера взаимодействует с окружающей средой и, следовательно, с микробами, ее населяющими. Ученые назвали это открытие «удивительным».

Они также обнаружили, что потребность губки отфильтровывать и переваривать пищу породила примитивные гены, которые, возможно, являются предшественниками того, что мы называем мозгом. Может ли это быть отправной точкой происхождения мозга у живых организмов? Развили ли живые организмы мозг, чтобы их тело могло лучше справляться с пищеварением? Американская исследовательская группа занялась исследованием этого открытия, которое может многое рассказать нам о том, как мозг развился из примитивных генов, обнаруженных у губок.

Мозг родился в Африке. «Человеческий мозг относительно молод»

Считается общеизвестным, что человеческое питание, особенно мясо, играло важную роль в развитии мозга, но остается главный вопрос: как именно пища способствовала его развитию?

В исследовании под названием «Modern human brain originated in Africa around 1.7 million years ago», опубликованном 8 апреля 2021 года, ученые попытались отследить эволюцию человеческого мозга. Им удалось определить, что 1,7 млн лет назад, уже после миграции людей из Африки в Юго-Восточную Азию, у человека начал развиваться мозг. Таким образом, он оказался гораздо «моложе», чем предполагали ученые.

Ученые обнаружили, что помимо размера, человеческий мозг отличается от мозга человекообразных обезьян расположением и организацией его отдельных областей. Марсия Понсе де Леон, один из ведущих авторов исследования, заявила, что типичные для человека черты — это в первую очередь те области лобной доли, которые отвечают за планирование и выполнение сложных паттернов мысли и действий, и язык. Поскольку в человеческом мозге эти области значительно больше, его соседние области сдвинуты дальше назад. Таким образом, изучив череп, его внешнюю и внутреннюю форму, ученые смогли узнать, как именно мозг развивался.

Исследователи заметили, что мозг древних людей не был большим или современным 1,7 млн лет назад. Но эти первые люди были вполне способны изготавливать многочисленные орудия труда, предназначенные для конкретных целей, например, для охоты или приготовления пищи. Это заставило ученых склониться к мысли, что биологическая и культурная эволюция, возможно, взаимосвязаны.

Это исследование отличало то, что в нем использовались новые методы, позволившие ученым узнать, содержит ли изучаемый ими череп развитый или полуразвитый мозг, и какова степень его развития в целом. Таким образом, данное исследование «заполнило важный пробел» в истории развития мозга.

Большинство научных открытий подтверждают влияние пищи на физическое развитие человека. Например, тонкий кишечник начал развиваться после того, как древние люди начали есть мясо. Оно также повлияло и на мозг. Но теперь научное сообщество считает, что потребность человека в еде — это то, что подтолкнуло мозг к эволюционированию, а сама еда, в свою очередь, способствовала дальнейшему развитию головного мозга.

Странная теория Маккенны: обезьяны под «волшебными грибами»

Существует значительная разница в когнитивных способностях Homo sapiens и Homo erectus. Прямохождение стало важнейшим эволюционным преобразованием, но именно появление Homo sapiens привело к возникновению раннего искусства, орудий труда и языка.

В начале 90-х американский ботаник Теренс Маккенна опубликовал книгу «Food of the Gods: The Search for the Original Tree of Knowledge», в которой он изложил теорию о том, что резкий скачок в развитии мозга произошел благодаря встрече человека с «волшебными грибами». Поедание псилоцибиновых галлюциногенных грибов способствовало развитию клеток головного мозга и увеличению его размера. Это, в свою очередь, запустило стремительную эволюцию когнитивных способностей. В то время теория Маккенна не была признана, но недавно научное сообщество вновь ею заинтересовалось. На Reddit вспыхнули споры между сторонниками и противниками этой теории, которая обрела защитника в лице американского миколога Пола Стемеца, заявившего, что Теренс Маккенна был прав.

Теренс Маккенна выдвинул теорию, известную как «McKenna's Stoned Ape» («Гипотеза упоротой обезьяны»), о том, что древний человек в какой-то момент столкнулся с псилоцибиновыми галлюциногенными грибами, которые обычно растут на экскрементах коровы. Он стал употреблять их в пищу, как любые другие грибы, но псилоцибин, содержащийся в «волшебных грибах», ускорил эволюцию мозга, заставив его быстрее обрабатывать информацию. Таким образом, по словам Маккенны, потребляя эти грибы, человек «выел себе путь к высшему сознанию».

Что делает псилоцибин с мозгом?

Эта «дикая» гипотеза вызвала споры в научном сообществе. В сентябре 2021 года была опубликована исследовательская работа под названием «Psychedelics, Sociality, and Human Evolution», в которой была предпринята попытка обосновать теорию Маккенны. Исследователи проанализировали геологические доказательства присутствия галлюциногенных грибов во времена ранних Homo sapiens и способность «псилоцибина», обнаруженного в этих «волшебных грибах», влиять на когнитивные способности и развитие мозга.

Маккенна правильно очертил временные рамки. Иными словами, ранние Homo sapiens существовали одновременно с этими «волшебными грибами» и, следовательно, могли употреблять их в пищу, тем более что в то время (эпоха плиоцена) они питались травянистыми растениями, включая грибы, богатые псилоцибином. Каково влияние псилоцибина на человеческий мозг? Как он способствовал его развитию?

В исследовании под названием «Emotions and brain function are altered up to one month after a single high dose of psilocybin», опубликованном в 2020 году, говорится, что псилоцибин улучшает настроение и некоторые когнитивные способности, связанные с увязыванием действий со смыслом и целью жизни. Иными словами, человек совершает более целенаправленные действия в соответствии с целью своей жизни, то есть не действует наугад и не принимает необдуманных решений. Мог ли гриб оказать такое влияние на древнего человека, заставив его сделать резкий скачок в эволюции?

До сих пор нет ответа на этот вопрос. Но в настоящее время препараты, изготовленные из псилоцибина, используются для лечения депрессии и наркомании во многих странах мира. Таким образом, вещество, способное менять человеческое сознание, о котором упорно твердил Маккенна, стало популярной темой в медицинском сообществе.

Каждый раз, когда мы пытаемся понять, как зародился мозг, на первый план выходит еда, будь то обычная пища или грибы, содержащие особое наркотическое вещество. Иными словами, еда имела немаловажное значение в истории эволюции человека.

Источник:  https://inosmi.ru/