Что такое деиндивидуация?
Почему люди ведут себя по-разному, когда они являются частью толпы? По мнению психологов, одна из причин заключается в том, что люди могут испытывать состояние, известное как деиндивидуация.
В этой статье мы рассмотрим определение деиндивидуации, как она влияет на поведение и что можно сделать для ее уменьшения - то есть для индивидуации людей.
Основные выводы: Деиндивидуация
Психологи используют термин "деиндивидуация" для обозначения состояния, при котором люди ведут себя иначе, чем обычно, потому что они являются частью группы.
Ранние исследователи сосредоточились на том, как деиндивидуация может заставить людей вести себя импульсивно или антисоциально, в то время как более поздние исследователи сосредоточились на том, как деиндивидуация заставляет людей действовать в соответствии с нормами группы.
Хотя некоторые факторы - такие как анонимность и пониженное чувство ответственности - могут способствовать деиндивидуации, повышение самосознания может способствовать индивидуации.
Определение и историческая справка
Деиндивидуация - это идея о том, что, находясь в группе, люди ведут себя иначе, чем в одиночку. Из-за анонимности, которую обеспечивают группы, психологи обнаружили, что люди могут вести себя импульсивно или антисоциально, когда они являются частью толпы.
В 1895 году Гюстав Лебон выдвинул идею о том, что принадлежность к толпе может изменить поведение людей. По мнению Лебона, когда люди присоединяются к толпе, их поведение больше не ограничивается обычным социальным контролем, в результате чего может возникнуть импульсивное или даже агрессивное поведение.
Термин "деиндивидуация" был впервые использован психологом Леоном Фестингером и его коллегами в работе 1952 года. Фестингер предположил, что в деиндивидуализированных группах внутренний контроль, который обычно руководит поведением людей, начинает ослабевать. Кроме того, он предположил, что людям обычно нравятся деиндивидуализированные группы, и они будут оценивать их более высоко, чем группы с меньшей деиндивидуализацией.
Подход Филипа Зимбардо к деиндивидуации
Но что именно вызывает деиндивидуализацию? По мнению психолога Филипа Зимбардо, несколько факторов могут повысить вероятность возникновения деиндивидуализации:
Анонимность: Когда люди анонимны, их индивидуальное поведение не может быть оценено, что делает деиндивидуализированное поведение более вероятным.
Сниженное чувство ответственности: Деиндивидуализация более вероятна, когда люди чувствуют, что другие люди также ответственны за ситуацию, или когда кто-то другой (например, лидер группы) взял на себя ответственность.
Сосредоточенность на настоящем (в отличие от прошлого или будущего).
Высокий уровень физиологической активации (т.е. чувство бодрости).
Испытывать то, что Зимбардо называл "перегрузкой сенсорного ввода" (например, быть на концерте или вечеринке с громкой музыкой).
Нахождение в новой ситуации.
Находясь под воздействием алкоголя или наркотиков.
Важно отметить, что не все эти факторы должны иметь место для того, чтобы человек испытал деиндивидуацию, но каждый из них повышает вероятность возникновения деиндивидуации. Когда происходит деиндивидуация, объясняет Зимбардо, люди испытывают "изменения в восприятии себя и других, и тем самым снижается порог обычно сдерживаемого поведения". По словам Зимбардо, деиндивидуация не является по своей сути негативным явлением: отсутствие сдерживающих факторов может привести людей к проявлению позитивных чувств (например, любви). Однако Зимбардо описал способы, с помощью которых деиндивидуация может привести людей к жестокому и антисоциальному поведению (например, к воровству и беспорядкам).
Исследование деиндивидуации: Пример
Если вы ходили за конфетами, вы могли видеть дом, где стояла миска с конфетами и записка: "Пожалуйста, возьмите только одну". В подобной ситуации вы могли задаться вопросом: как часто люди действительно следуют правилам и берут только одну конфету, и что может заставить кого-то нарушить правила? В работе 1976 года психолог Эдвард Динер и его коллеги предположили, что в подобных ситуациях может играть роль деиндивидуализация.
В ночь на Хэллоуин Динер и его коллеги попросили домохозяйства из района Сиэтла принять участие в исследовании деиндивидуации. В семьях, участвующих в исследовании, женщина-экспериментатор встречала каждую группу детей. В некоторых случаях - условие индивидуализации - экспериментатор спрашивала у каждого ребенка его имя и адрес. В условиях деиндивидуализации эта информация не запрашивалась, поэтому дети были анонимны для экспериментатора. Затем экспериментатор говорила, что ей нужно выйти из комнаты, и что каждый ребенок должен взять только одну конфету. В некоторых вариантах исследования экспериментатор добавляла, что один ребенок будет нести ответственность, если кто-то из группы возьмет лишнюю конфету.
Исследователи обнаружили, что условия Зимбардо для деиндивидуализации были связаны с тем, брали ли дети дополнительные конфеты (или даже угощались монетами из соседней миски). Во-первых, имело значение, были ли дети одни или в группе (в данном случае исследователи не манипулировали экспериментально размером группы: они просто записывали, подходили ли дети к дому индивидуально или группой).
Дети, которые были одни, реже брали лишние конфеты, чем дети, которые были в группах. Кроме того, имело значение, были ли дети анонимными или индивидуальными: дети чаще брали дополнительные конфеты, если экспериментатор не знал их имени. Наконец, исследователи обнаружили, что то, несет ли кто-то ответственность за действия группы, также влияет на поведение членов группы. Когда кто-то в группе нес ответственность, но экспериментатор не знал его имени, дети чаще брали дополнительные конфеты. Однако, если экспериментатор знал имя ребенка, на которого возлагалась ответственность, дети реже брали лишние конфеты (предположительно, чтобы не доставлять неприятностей своему другу), а если экспериментатор знал имена всех, вероятность взятия лишних конфет была еще меньше.
Объяснение деиндивидуации с помощью теории социальной идентичности
Другой подход к пониманию деиндивидуации исходит из теории социальной идентичности. Согласно теории социальной идентичности, мы получаем представление о том, кто мы есть, из наших социальных групп. Люди с готовностью относят себя к социальным группам; на самом деле, исследователи социальной идентичности обнаружили, что даже отнесение к произвольной группе (созданной экспериментаторами) достаточно для того, чтобы люди действовали в пользу своей группы.
В работе 1995 года о социальной идентичности исследователи Стивен Райхер, Рассел Спирс и Том Постмес предполагают, что принадлежность к группе заставляет людей переходить от категоризации себя как индивидов к категоризации себя как членов группы. Когда это происходит, принадлежность к группе влияет на поведение людей, и они с большей вероятностью будут вести себя так, чтобы соответствовать нормам группы. Исследователи предполагают, что это может быть альтернативным объяснением деиндивидуации, которое они называют моделью социальной идентичности деиндивидуации (SIDE). Согласно этой теории, когда люди деиндивидуализированы, они не действуют иррационально, а скорее действуют так, что учитывают нормы данной конкретной группы.
Ключевым следствием SIDE является то, что мы не можем знать, как человек будет вести себя в группе, пока не узнаем что-то о самой группе. Например, теория SIDE и теория Зимбардо дают схожие прогнозы для группы, посещающей вечеринку братства: обе модели предсказывают, что участники вечеринки будут вести себя шумно и бурно. Однако модель SIDE предсказывает, что та же группа завсегдатаев вечеринки будет вести себя совершенно иначе, если другая групповая идентичность станет рельефной, например, при сдаче теста на следующее утро социальная идентичность "студент" будет преобладать, и сдающие тест станут тихими и серьезными.
Уменьшение деиндивидуации
Хотя психологи отмечают, что деиндивидуация не обязательно является негативным явлением, в некоторых случаях люди могут вести себя безответственно или антисоциально, когда они деиндивидуализированы. К счастью, психологи обнаружили, что существует несколько стратегий борьбы с деиндивидуализацией, которые основаны на повышении уровня самоидентификации и самосознания людей.
Как показало исследование Динера "Хэллоуин", люди с меньшей вероятностью будут вести себя безответственно, если их личность известна, поэтому один из способов уменьшить деиндивидуацию - сделать то, что сделал экспериментатор в этом исследовании: сделать так, чтобы люди были идентифицируемыми, а не анонимными. Другой подход заключается в повышении самосознания. По мнению некоторых исследователей, людям не хватает самосознания, когда они деиндивидуализированы; следовательно, один из способов борьбы с эффектом деиндивидуации - сделать людей более самосознательными. В некоторых исследованиях по социальной психологии ученые вызывали чувство самосознания с помощью зеркала; одно из исследований показало, что участники исследования с меньшей вероятностью будут списывать на тесте, если смогут увидеть себя в зеркале.
Ключевой постулат социальной психологии заключается в том, что для понимания поведения людей необходимо рассматривать их социальный контекст, и деиндивидуация представляет собой особенно яркий пример этого явления. Однако исследования также показывают, что деиндивидуация не является неизбежным следствием общения с другими людьми. Повышая индивидуальную идентифицируемость людей, а также их самосознание, можно выделить людей, которые являются частью группы.