/ Новости сайта / Животные / Змееподобные существа появились более чем 300 миллионов лет назад
01.04.2022

Змееподобные существа появились более чем 300 миллионов лет назад

Оценка: 0.0    594 0 Животные

Ученые из Канады и США обнаружили останки животного, которое эволюционировало в сторону передвижения по земле в отсутствие конечностей. Оно не было предком современных змей, но поскольку жило очень давно — в каменноугольный период — может рассказать многое о том, как у амниот появилась длинная форма тела, а ноги — исчезли.

Амниотами называют кладу четвероногих существ, которая характеризуется наличием зародышевых оболочек. В отличие от анамний (например, лягушек), все они имеют только внутреннее оплодотворение. К ним относятся пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и их вымершие родственники. Амниоты появились как раз в каменноугольный период, около 320 миллионов лет назад, и по внешнему виду напоминали современных ящериц.

Ученым из Смитсоновского института в США, а также университетов Калгари и Карлтонского (Канада) удалось показать, что почти сразу после появления амниот как таковых они начали «экспериментировать» с утратой конечностей и вытягиванием своего тела. Получается, змееподобные существа жили на Земле уже очень давно. Хотя одни из самых ранних ископаемых останков современных змей восходят лишь к среднеюрским отложениям Англии и относятся ко времени 167 миллионов лет назад.

Останки животного, которые исследователи обнаружили в сланцах Фрэнсис-Крик в штате Иллинойс, куда древнее. Ученые оценили их возраст в 307-309 миллионов лет. Свои выводы они представили в журнале Nature Ecology & Evolution. Ископаемое назвали Nagini mazonense — оно представляет собой новый род, принадлежащий к группе molgophids.

Существо достигало примерно десяти сантиметров в длину, обладало округлой мордой, очень удлиненным телом, но не имело передних конечностей и даже грудного пояса. При этом у него были задние ноги, включающие ступни и четыре пальца. Поэтому ученые предположили, что N. mazonense представлял собой какое-то переходное звено.

Судя по окаменелым отпечаткам его передвижений, исследователи полагают, что животное двигалось подобно современным змеям и редко задействовало задние ноги. Едва ли, впрочем, это был предок кобр, аспидов, гадюк, ужей и прочих ныне живущих представителей подотряда Serpentes. Скорее всего, амниоты развивали змееподобную форму в процессе эволюции не один раз.