Виртуальная реальность может влиять на чувство осознания реальности человеком
Новое исследование проливает свет на то, как виртуальная реальность (VR) может влиять на чувство реальности человека. Результаты исследования опубликованы в журнале Computers in Human Behavior.
Существуют некоторые предварительные данные о том, что использование технологии VR может вызвать чувство отчуждения по отношению к самому себе и ощущение отстраненности от реальности - явления, известные как деперсонализация и дереализация, соответственно. Для более четкого понимания истинного воздействия VR авторы нового исследования провели продольное рандомизированное контрольное испытание.
"Поскольку VR - это технология, которая может сильно повлиять на восприятие людьми реальности, по крайней мере, во время воздействия VR, мы задались вопросом, может ли VR также повлиять на их восприятие реальности по отношению к "реальному миру" после воздействия VR", - пояснил автор исследования Никлас Браун, руководитель исследовательской группы "Терапия виртуальной реальности и медицинские технологии" Боннского университета.
"И действительно: После небольшого поиска в интернете мы нашли несколько сообщений на форумах, в которых VR-геймеры жалуются на различные диссоциативные симптомы и переживания отчуждения, которые они связывают с употреблением VR. Это побудило нас провести исследование, чтобы выяснить, действительно ли VR может вызывать такие симптомы деперсонализации и дереализации".
В ходе исследования 80 участников (без психиатрических и неврологических расстройств) были рандомизированы для прохождения игры The Elder Scrolls V: Skyrim либо с помощью установленного на голове VR-дисплея, либо с помощью классического экрана компьютера. Участники заполнили немецкую версию Кембриджской шкалы деперсонализации в четыре различные временные точки: непосредственно перед игрой, сразу после игры, через день после игры и через неделю после игры. Кроме того, сразу после игры они прошли оценку эмоциональной отзывчивости, укачивания, вызванного VR, и реальности восприятия.
Браун и его коллеги обнаружили, что деперсонализация и дереализация, как правило, были выше сразу после игры среди обеих групп участников. Однако они отметили более значительный рост у тех, кто играл в Skyrim через установленный на голове VR-дисплей. Исследователи также обнаружили, что перцептивная реальность Skyrim была оценена значительно выше в группе VR, чем в группе ПК.
"Наше исследование показывает, что получасовое использование VR может вызвать легкие симптомы деперсонализации и дереализации, которые, однако, не достигают клинически значимого уровня и проявляются только непосредственно после использования VR", - сказал Браун в интервью PsyPost.
Однако Браун отметил, что "могут ли также возникать долгосрочные симптомы деперсонализации и дереализации, и в какой степени долгосрочное использование VR приводит к усилению или ослаблению симптомов деперсонализации и дереализации, остается неясным и требует дальнейшего изучения".
"Наше исследование действительно оставляет многие вопросы без ответа", - добавил он. "Например, до сих пор мы изучали только одну VR-игру, и поэтому неясно, в какой степени обнаруженные нами эффекты переносятся на другие VR-игры или VR-приложения. Кроме того, до сих пор мы изучали только здоровых людей, но не различные потенциальные группы риска (например, людей с повышенным риском психоза или людей, которые уже страдают от тревожного расстройства или посттравматического стрессового расстройства)".
Исследование "Виртуальная реальность вызывает симптомы деперсонализации и дереализации: Продольное рандомизированное контрольное исследование", авторами которого стали Карина Пекманн, Кира Каннен, Макс С. Pensel, Silke Lux, Alexandra Philipsen, Niclas Braun.