Древних жителей Атапуэрки уличили в поедании собак
Испанские ученые исследовали останки животных, найденные во время раскопок памятника Эль-Порталон-де-Куэва-Майор, и обнаружили, что жители этой стоянки периодически употребляли в пищу мясо собак. Самым древним свидетельствам кинофагии оказалось около 7000–7240 лет. Возможно, жители Атапуэрки прибегали к этому во времена голода или считали собачье мясо деликатесом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Собака (Canis familiaris) оказалась первым животным, одомашненным человеком. Возможно, это произошло более 30 тысяч лет назад, то есть в эпоху верхнего палеолита. На это указывают останки, обнаруженные еще в 1970-х годах на Алтае, а также недавняя находка, сделанная в Бельгии. Однако далеко не все исследователи поддерживают такую точку зрения, предполагая, что одомашнивание произошло около 13 тысяч лет назад.
Во многих древних и современных культурах собака воспринималась не только в качестве охранника, транспортного средства или помощника на охоте, но и как источник белковой пищи, например, в Европе древнейшие свидетельства поедания собачатины относятся к эпохе мезолита. Более того, в ряде южноамериканских культур, в Корее и Китае были выведены особые мясные породы этих животных. Современное негативное отношение к кинофагии во многом обусловлено распространением авраамических религий (или их влиянием), где собачатина находится или под прямым запретом (как в исламе), или отсутствует в списке разрешенных пищевых животных (как в иудаизме и христианстве).
Нурия Гарсия (Nuria Garcia) из Мадридского университета Комплутенсе совместно с коллегами из Испании исследовала фаунистические остатки, которые были обнаружены в культурных слоях пещеры Эль-Порталон-де-Куэва-Майор (Эль-Порталон), относящихся к периоду от неолита до бронзового века. В общей сложности археологи раскопали на этой стоянке, расположенной в Атапуэрке, 5431 определимую кость, 130 (2,4 процента) из которых принадлежали собакам. Ученые отметили, что 23 находки относятся к неолиту, 26 — к халколиту, а 81 — к бронзовому веку.
На собачьих костях из разных культурных слоев палеозоологии обнаружили свидетельства того, что люди иногда употребляли этих животных в пищу. Это подтверждается, в частности, надрезками, сделанными орудиями, следами от человеческих зубов, а также изменениями костей, вызванными огнем или кипячением. Анализ материалов из пещеры Эль-Порталон позволил предположить, что на Пиренейском полуострове менялось отношение к собакам с течением времени, поскольку в эпоху неолита их употребляли в пищу достаточно редко, но заметно чаще это стали делать в эпоху бронзы.
Древнейшим вероятным примером употребления в пищу собачатины оказалась кость, возраст которой составляет около 7000–7240 лет. Наряду с аналогичными свидетельствами с датировкой 7180–6970 лет назад, обнаруженными на соседнем памятнике Эль-Мирадор, находка из Эль-Порталона представляет собой самый ранний пример кинофагии на Пиренейском полуострове в эпоху голоцена. При этом палеозоологии отметили, что в собранной коллекции доля костей собак достаточно низкая, существенно уступая останкам овец, коз, крупного рогатого скота и свиней.
Большая часть найденных собачьих костей принадлежала взрослым особям, то есть собак намеренно не разводили на мясо, как это делали, например, майя в Белизе. Палеозоологи пришли к выводу, что в Эль-Порталоне эти животные употреблялись в пищу лишь эпизодически, например, во времена нехватки прочей еды или в качестве деликатеса. Кроме того, три собачьи кости были обнаружены рядом со скелетом погребенного ребенка, страдавшего от рахита и цинги, что может трактоваться как символическое подношение.