Является ли реальность иллюзией?: Наука, философия и иллюзия восприятия
Платон, а также его учитель Сократ часто признаются умами, положившими начало западной философской традиции, какой мы ее знаем сегодня.
Теория форм Платона и "Аллегория пещеры" не только интересны в истории философии, но и актуальны для современной философии и науки. Настолько актуальны, что новая теория в физике постулирует концепцию, очень похожую на платоновскую.
Но прежде чем мы перейдем к этому, давайте ненадолго вернемся к теории форм Платона...
Является ли реальность иллюзией?
Для Платона воспринимаемый мир не является конечной реальностью. Предметы повседневной жизни - это всего лишь тени форм. В "Аллегории пещеры" Платон сравнивает наше ложное восприятие мира опыта с идеей теней на стене.
Представьте себе, что вы закованы в пещере так, что можете смотреть только на стену перед собой. Вы не можете посмотреть назад или повернуть голову в каком-либо направлении. Позади вас, вдалеке, пылает огонь. Перед огнем находятся различные предметы. Тени этих предметов отображаются на стене перед вами.
Мало того, что вам было бы скучно, вы бы жили в иллюзии...
Если бы вы не знали другой жизни, кроме жизни в пещере, тени казались бы вам реальными объектами действительности. Они не были бы простыми фантомами или тенями чего-то более реального, они казались бы самыми реальными, и они составляли бы вашу реальность". Для Платона это похоже на наш повседневный опыт.
Точно так же, как тени на стене не являются конечной реальностью объектов, от которых эти тени исходят, объекты повседневного опыта также не являются истинным или совершенным отражением конечной реальности.
Формы
Формы, будучи конечной реальностью, универсальны, вневременны и совершенны. Объекты опыта являются несовершенными имитациями форм. Например, математический треугольник совершенен в абстракции, но в природе не существует совершенных треугольников. Треугольники нашего опытного мира являются лишь несовершенными отражениями идеальной формы треугольника.
Точно так же, как треугольники опыта являются лишь несовершенными отражениями истинной формы треугольника, то же самое происходит с каждым объектом восприятия, включая такие вещи, как красота. Красота имеет идеальную форму, от которой воспринимаемые нами прекрасные вещи являются лишь несовершенными отражениями. Поэтому мир, каким мы его воспринимаем и переживаем, является лишь несовершенным отражением конечной реальности форм.
Информационный реализм
Хотя это древняя теория, современная физика радикально обновила эту идею. Эта идея называется информационным реализмом и недавно была освещена в статье журнала Scientific American.
Информационный реализм утверждает, что объекты повседневного опыта не являются частью конечной реальности, а представляют собой иллюзию восприятия... Вместо этого истинной или конечной реальностью считается математика или сама информация.
Материя, которая позволяет нам воспринимать объекты в повседневном опыте, является всего лишь производной от лежащей в ее основе информации. Информация, которая лежит в основе объектов опыта, является конечной реальностью. Все остальное - лишь иллюзия восприятия.
Информационный реализм, как и платоновская теория форм, использует эпистемологический метод рационализма, в отличие от эмпиризма, чтобы прийти к таким выводам. Рационалисты утверждают, что истинное знание о мире можно получить с помощью разума - независимо от опыта. Эмпирики утверждают, что истинное знание о мире приобретается через опыт и использование наших органов чувств.
Наука и философия
Принимая все это во внимание, является ли теория информационного реализма научной или философской? Я бы утверждал, что она философская по своей природе. На самом деле, многие теории в современной физике кажутся скорее философскими, чем научными. С другой стороны, философия и наука в свое время были совместной дисциплиной - и даже великий Исаак Ньютон считался натурфилософом.
Некоторые из тех проблем, которые были поставлены против теории форм, могут быть поставлены и против информационного реализма. Один из таких вызовов касается идеи конечной реальности, которая находится за пределами любого возможного опыта и сама по себе непознаваема.
Другими словами, если конечная реальность существует в мире за пределами нашего, или если истинная реальность каким-то образом находится за пределами нашего опыта, как мы можем сказать о ней что-то значимое?
Как мы можем знать, что такое эта конечная реальность, если мы не можем изучить ее на опыте? Откуда нам вообще знать, что существует идеальный мир или конечная реальность, которая существует за пределами нашего опыта? Откуда нам знать, что такая реальность - нечто большее, чем абстрактный или математический артефакт? Как мы можем проверить эти теории, если мир, представляемый ими, кажется недоступным?
Трудно найти смысл в таких теориях, которые утверждают реальность за пределами нашего опыта. Трудно сказать что-либо значимое о конечной реальности, которая якобы более реальна, чем наш мир. Но именно такие идеи вдохновляют на создание таких фильмов, как "Матрица", дают философам повод для размышлений и в конечном итоге могут объединить науку и философию.