Почему святой Сисой - христианин отшельник монах изображен плачущим над гробом Александра Македонского?
Преподобный Сисой был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника - преподобного Антония. За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока.
Святой православной христианской церкви, отшельник, монах-пустынник Сисой, сотни лет изображался в житиях над открытой гробницей Александра Македонского.
Святой Сисой является загадкой как для классической, так и для византийской археологии. Ученые-специалисты пытаются интерпретировать символизм соответствующих житий (первые из которых датируются 14 веком нашей эры), а также убедительно ответить на вопрос: Действительно ли святой Сисой видел гробницу Александра Македонского?
На существование святого Сисоя указал г-н Сотирис Афанаселис, профессор токсикологии Медицинской школы Афинского университета. В частности, г-н Афанаселис в своем обширном письме под названием "Гробница Александра Македонского в христианской агиографии" пишет: "С первого посещения этой удивительно агиографированной церкви меня поразила фреска-житие святого Сисоя, которая расположена перед открытой гробницей Александра Македонского (!) и восклицает:
"Видя тебя, могила, я ужасаюсь и пугаюсь при виде тебя и проливаю слезы из сердца, вспоминая о долге, который все люди должны заплатить (то есть о смерти), поэтому и меня постигнет такой конец. О, ты, смерть, кто может избежать тебя?".
"Эта сцена, изображенная на фреске, помимо впечатления, которое она произвела на меня, также породила некоторые разумные вопросы, которые я попытался исследовать.
Ученики святого Сисоя, которые считаются первыми, кто изобразил соответствующую сцену, описывают ее следующим образом:
"Сисой Великий в аскетизме перед гробницей Александра Македонского, испуганный славным прошлым, скорбящий о непостоянстве времени и временной славе, вот он скорбит".
Святой Сисой Великий (также Сисой Великий, Сисой Великий, Сисой Скитский или Шишой) родился в 367 году и умер в 429 году нашей эры. Он был раннехристианским отцом пустыни, монахом-одиночкой, подвизавшимся в египетской пустыне в пещере своего предшественника, святого Антония Великого, которую он освятил в Фиванской пустыне в Верхнем Египте. Его память празднуется 6 июля, он принадлежит к первому поколению великих отшельников, последовавших за Антонием Великим. В аскетических и агиологических текстах он характеризуется как "Осиос (= святой, монах) Сисоис" или "Аббас (= отец) Сисоис".
Сисой был коптом по происхождению. Отстранившись от мира в юности, он удалился в пустыню Скете и прожил некоторое время под руководством своего учителя, аввы Ора. Желание найти еще более безлюдное убежище побудило его пересечь Нил и укрыться в горе, где за некоторое время до этого умер святой Антоний Великий.
Монастырь Абба Сисой, расположенный в долине Нитрия в регионе Вади-эль-Натрун в Египте, является одним из древних монастырей Скита, колыбели христианского монашества, действующих с IV века нашей эры. В монастыре хранится реликвия святого Сисоя, которая, как говорят, прекрасно сохранилась на красной ткани.
Монахи утверждают, что святой Сисой нередко совершает чудеса для истинно верующих, а также считается одним из самых важных святых коптских христиан Египта. На первых изображениях, сделанных в XVI веке, он изображен как уважаемый старец. Во всех житиях святой Сисуа всегда изображается рядом с гробницей Александра Македонского, размышляя о тщетности жизни и неизбежности смерти.
Но почему именно Александр Македонский, а не кто-то другой?
Следует отметить, что жития, подобные житию Кукули, были записаны во многих местах Греции, включая монастырь Мегистийской лавры и монастырь Ксиропотамос на горе Афон, монастырь Варлаам в Метеорах (1566) и монастырь Мегисти в Кастелоризо. Он также изображен в церквях Касторьи, например, в часовне Агиос Иоаннис Богослов в монастыре Панагия Мавриотисса (1552), в Святом Николае Богослове (1662) и в церкви Иоаннис Продромос в районе Апозари (1727). Аналогичное изображение есть в монастыре Величайших Бригадиров в Милиес Пелиона (1774). Ко всему этому следует также добавить относительно позднее изображение в церкви, посвященной Успению Богородицы в Кукули, Загори (1788).
Особое значение имеет житие Агиос Иоанниса Богослова в монастыре Панагия Мавриотисса, в котором святой Сисуа изображен перед открытой гробницей, где вместе со скелетом Александра Македонского изображены и два других скелета. Согласно одной из версий, это декларативный элемент посмертного равенства царей и не царей.
Но указывает ли это изображение на погребение Александра Македонского в полиандрии?
В житии Кукули другое (и уникальное по отношению к другим житиям) - то, что на голове скелета Александра Македонского находится золотая корона.
Дорофей, епископ Тирский (255-362 гг. н.э.), вернувшись из ссылки, во время которой он работал рабом в шахтах оазиса Сион в Египте, заявил, что его жители были язычниками и поклонялись египетскому богу Аммону, а также Александру Македонскому, который был там похоронен.
Зная об обширных дискуссиях, которые велись и ведутся, чтобы установить точное местонахождение гробницы Александра Македонского, мы можем задаться вопросом, почему святой Сисуа всегда изображается перед этой гробницей?
Действительно ли святой Сисуа нашел гробницу Александра Македонского где-то там, где он был монахом?
Является ли это, как показывает соответствующее жизнеописание, изображением реального события?
Если разыскать и установить точные маршруты святого Сисоя, будет ли найдена легендарная гробница Александра Македонского?
Это, безусловно, очень интересные вопросы, на которые хотелось бы получить ответ.
Вопрос, поставленный случаем со святым Сисоем, заключается в том, следует ли воспринимать его изображение как "буквальное" или изучать его символическое значение. В первом случае анализ должен быть сосредоточен на исследовании исторических данных о посещении Сисоем гробницы Александра Македонского. Во втором, однако, археологи подчеркивают, как агиография отражает "страх смерти всего византийского мира, который видел крах империи и философствовал о тщетности мира".
Кроме того, тот факт, что на изображениях святого Сисоя появляется гробница Александра Македонского, кажется более поздним дополнением, вероятно, фиванских агиографов Георгия и Франкоса Контариса, которые в 1556 году расписали монастырь Варлаам в Метеорах.
Таким образом, если до этого времени Осиос Сисой был представлен над открытой гробницей незнакомца, то после вмешательства двух братьев он был найден над ... саркофагом Александра Македонского, именно для того, чтобы еще больше подчеркнуть тщетность мирского.