На что обратить внимание при покупке готового бизнеса?
Приобретение готового бизнеса является великолепным стартом для любого человека, который стремится избежать рисков при инвестировании своих средств. Однако перед тем как оформить сделку, рекомендуется внимательно проверить готовую компанию и убедиться в ее чистоте.
Проверка юридической чистоты
Первое, что нужно проверить перед тем, как купить готовую фирму – это ее юридическая чистота. Обязательно проверяется устав компании и учредительная документация. Также потребуется проверка договоров с работниками фирмы и документации, которая подтверждает право собственности на заявленное недвижимое имущество. Дополнительно нужно проверить наличие обременений. Речь об ограничениях на сделки с собственностью фирмы.
Перспективы развития фирмы
Важным моментом являются и дальнейшие перспективы фирмы. Возможно, продавец желает распрощаться с компанией, которая в будущем не будет приносить доход. Поэтому нужно обязательно сделать акцент на нише, в которой работает фирма. Нужно оценить ее сильные и слабые стороны. Дополнительно потребуется оценка:
- деятельности конкурентов;
- перспектив дальнейшего развития фирмы и ее выхода на новые рынки;
- рисков рынка и т.д.
Проверка финансовых сведений.
Покупателю следует обязательно изучить бухгалтерские отчеты приобретаемой фирмы. Дополнительно потребуется проверка показателей оборота и прибыли. Для проведения подобной проверки следует привлекать квалифицированных бухгалтеров и экономистов.
Оценка стоимости фирмы
Нужно оценить не только перспективы компании, но и ее реальную текущую стоимость. Для этого может использоваться несколько способов. Чаще всего выполняется анализ доходности фирмы. Также возможна оценка на основании анализа рынка. Альтернативным способом оценки считается суммирование расходов на создание аналогичного проекта.
Проверка маркетинга
Перед заключением сделки нужно оценить маркетинговую стратегию фирмы. Для этого учитываются такие факторы, как конкурентная среда, стоимость бренда, жизненный цикл продукции и т.д. Для проверки маркетинговых составляющих желательно привлекать квалифицированного маркетолога.
Покупатель готового бизнеса также должен задать ряд уточняющих вопросов. Во-первых, нужно выяснить реальные причины продажи компании. Ответ продавца должен быть аргументирован. Во-вторых, покупателю следует выяснить детали организации рабочих процессов. В-третьих, нужно задать несколько вопросов, касающихся кадров. Рекомендуется уточнить опыт сотрудников фирмы, показатель текучки кадров и т.д.