В испанском баре нашли средневековую синагогу
В небольшом городе рядом с Севильей археологи обнаружили остатки синагоги XIV века. Это один из пяти еврейских храмов, сохранившихся в Испании после изгнания иудеев.
В 2016 году городской совет Утреры, расположенной на юго-западе Испании, в Андалусии, принял решение выкупить здание в центре города. Известно, что в конце XV века в доме находился госпиталь «Мизерикордия», пользовавшийся покровительством испанских монархов Изабеллы I и Фердинанда II.
Это решение не вызвало восторга у горожан, так как сумма сделки была очень весомой для городского бюджета — почти полмиллиона евро. Теперь археологи сообщили, что покупка была оправданной: они нашли в здании синагогу XIV века, а это большая редкость для Испании.
После изгнания евреев из Испании здание синагоги успело побывать больницей, детским приютом и даже баром / ©Utrera city hall
До этого в стране было достоверно известно о четырех подобных зданиях: два — в Толедо, одно — в Сеговии, еще одно — в Кордове. Синагога в Утрере стала пятой. Вообще о примерном ее местонахождении в начале XVII века упоминал в своей работе местный священник и историк Родриго Каро. Описывая центр города, он уточнил, что «Мизерикордия» находилась в бывшем еврейском квартале и была построена над остатками синагоги. Причем построена в 1492 году — к этой дате мы еще вернемся.
С тех пор средневековые стены видели многое: после больницы в здании устроили католическую церковь, а в наше время там вовсе находился бар. В конце прошлого года археологи под руководством Мигеля Анхеля де Дьоса (Miguel Ángel de Dios) расчистили помещение, которое идентифицировали как молитвенный зал синагоги со скамейками по периметру и Ковчегом Торы, маленькой нишей, где хранились свитки Писания.
Столетия повторного использования и реконструкции изменили здание, но значительная часть первоначальной структуры синагоги сохранилась. Городские власти планируют восстановить оригинальную планировку и стены, передать объем помещений, не повредив при этом ни одного важного археологического объекта.
Археологи планируют исследовать и окрестные здания: они надеются найти дом раввина и религиозную школу / ©Utrera city hall
Мы не знаем точно, когда люди из земель Израилевых впервые оказались на Пиренейском полуострове. Есть предположения, что это произошло еще в I тысячелетии до нашей эры. Но в письменных источниках первое упоминание о евреях на территории этой римской провинции относится к началу IV века нашей эры. Христианство в тот момент еще не стало официальной религией Римской империи, но уже вполне окрепло и начало бороться с конкурентами — иудеями.
На Эльвирском соборе, состоявшемся в Гранаде не позднее 316 года нашей эры, приняли первые правила, пытающиеся предотвратить распространение иудаизма на полуострове. Так как на самих евреев христианские священники повлиять не могли, то эти правила касались в основном их собственной паствы. Они предусматривали наказания за разного рода связи с иудеями (брачные, сексуальные и даже бытовые).
Само введение этих правил говорит о том, что евреи Римской Испании образовывали вполне процветающее сообщество. Примерно таким поначалу оно оставалось и при вестготах, завоевавших полуостров в начале VI века. Ситуация изменилась в VII веке, когда король вестготов Реккаред I принял католицизм. Он планировал создать единое религиозное пространство в своем королевстве и начал закручивать гайки. Дело дошло до того, что в 694 году король Эгика, ссылаясь на надуманную причину, вынес решение об обращении всех евреев (даже перешедших в христианство) в рабство. Евреи ждать не стали и массово покидали Испанию.
Тьма над Европой: от варварских королевств к национальным государствам
Период европейской истории между падением Западной Римской империи и до Х века нашей эры называют Темными веками. В первую очередь потому, что по ним у нас очень мало исторических источников. А те,...
naked-science.ru
Арабское завоевание прекратило все эти гонения. Арабам было безразлично, христиане перед ними или иудеи. И тех, и других стоило убедить принять ислам, но делать это силовыми методами они не предполагали. Испанским евреям предоставили гарантии безопасности и даже обеспечили довольно серьезную автономию: например, у них были свои суды. Взамен, правда, завоеватели обложили их чудовищными налогами.
Известно, что с X века не было никаких гонений на евреев, жившие в христианских королевствах полуострова. Более того, они приобретали серьезное влияние и власть при дворах некоторых монархов: например, взимали налоги и были хранителями казны.
В середине XV века королевство Кастилия переживало непростые времена: его экономика была серьезно подорвана войнами. Начались бунты, и правители объявили, что во всем виноваты… евреи. Королева Изабелла I, взошедшая на трон в 1474 году, вернула к жизни большинство законов, ограничивавших нормальную жизнь иудеев, в том числе принявших крещение. А в 1492-м, по окончании Гранадской войны, Изабелла I и Фердинанд II приняли решение о полном изгнании евреев из Испании. Руководил процессом сам Великий инквизитор — Томас Торквемада.