/ Новости сайта / Наука и Технологии / Руки неандертальцев оказались не похожи на руки художников
29.11.2020

Руки неандертальцев оказались не похожи на руки художников

Оценка: 0.0    656 1 Наука и Технологии

Изучение анатомии костей и пальцев неандертальцев показало, что они вряд ли умели хорошо шить и вдевать нитки в иголки, но при этом они очень умело обращались с копьями, молотками и другими орудиями труда с длинными рукоятками. Статью с результатом исследования опубликовал научный журнал Scientific Reports.

Группа ученых под руководством Амелины Бардо, антрополога из Кентского университета (Великобритания), обнаружила серьезные расхождения в форме и структуре больших пальцев и кистей неандертальцев и современных людей. Эти отличия говорят о том, что первые аборигены Евразии использовали руки не так, как это делают Homo sapiens. "Они могли сильнее вытягивать и отклонять в сторону большой палец, что позволяло им крепко держать в руках орудия труда с длинными рукоятками", – пишут исследователи в своей статье.

Неандертальцы проникли на территорию Евразии задолго до Homo sapiens. За сотни тысяч лет существования они успели приспособиться к суровым условиям эпохи оледенения.

К примеру, мышцы и плечевые кости неандертальцев были адаптированы для сильных ударов копьем, а их бочкообразная грудная клетка позволяла глубже дышать, легче переносить физические нагрузки и выносить сильные удары – как от копыт и лап животных, так и от врагов. Как недавно выяснили генетики, другие необычные черты неандертальцев, такие как их особо крупный и мясистый нос, возникли случайно.

Бардо и ее группа проверили выводы немецких антропологов, которые, восстановив структуру мышц и сухожилий неандертальцев, решили, что пальцы и кисти Homo neanderthalensis были скорее похожи на руки портных и художников, а не чернорабочих. Исследователи оценили подвижность больших пальцев неандертальцев. Для этого они собрали несколько сотен костей рук, принадлежавших пяти разным неандертальцам, которые жили во Франции, Ираке и Израиле примерно 50-70 тыс. лет назад, и сравнили их с тем, как были устроены аналогичные элементы анатомии у пяти древних Homo sapiens из тех же регионов Евразии, а также пяти современных людей.

Оказалось, что неандертальцы действительно не уступали современным людям и кроманьонцам в точности движений, но только когда дело касалось использования орудий труда с длинными рукоятками. В остальном из-за особенностей анатомии кисти они должны были справляться хуже кроманьонцев.

Большой палец неандертальцев мог сильнее вытягиваться и выгибаться в сторону, но значительно хуже сгибался внутрь и двигался в стороны. С одной стороны, это позволяло им крепко держать в руках копья, молотки и иные орудия труда с длинными ручками. С другой же это мешало манипулировать мелкими предметами, зажимая их между пальцами.

Современные люди и поздние кроманьонцы в этом отношении отличались от неандертальцев значительно сильнее, чем самые древние представители Homo sapiens. Ученые предполагают, что это отражает ход эволюции в последние сто тысяч лет, которые обусловил приспособление к работе с иглами, скребками без ручек и другими мелкими предметами.

Prohvost 29.11.2020 21:59 [Материал]