Техника сна "Сумеречная зона" действительно может стимулировать творческое мышление, считают ученые
Техника сна, описанная художником-сюрреалистом Сальвадором Дали и знаменитым изобретателем Томасом Эдисоном, действительно может вдохновить на творчество, обнаружили исследователи. Чтобы получить толчок к творчеству, нужно проснуться в тот момент, когда наступает определенная стадия сна, когда реальность как бы сливается с фантазией.
Чтобы использовать эту технику, такие мечтатели, как Дали и Эдисон, ложась спать, держали в руках какой-нибудь предмет, например, ложку или мяч. Когда они засыпали, предмет падал, издавал шум и будил их. Проведя несколько мгновений на грани бессознательного состояния, они были готовы приступить к работе.
Эта ранняя стадия сна, известная как состояние гипнагогии или N1, длится всего несколько минут, прежде чем вы погрузитесь в более глубокий сон, но она может быть "идеальным коктейлем для творчества", - пишут ученые в исследовании, опубликованном 8 декабря в журнале Science Advances.
Люди проводят в N1 около 5 процентов ночного сна, но это крайне малоизученная стадия сна, говорит старший автор исследования Дельфина Удиетт, исследователь сна из Парижского института мозга.
В N1 вы можете представлять себе формы, цвета или даже фрагменты снов перед закрытыми глазами, но при этом слышать шум в комнате, говорит Удиетт. В зависимости от человека "картина может быть очень разной", - сказал Удиетт в интервью Live Science.
Вдохновленные великими умами, использовавшими этот метод, Оудиетт и ее группа решили проверить, действительно ли этот метод сна работает для обычных людей. Они набрали 103 здоровых человека, способных легко засыпать, и попросили их избегать стимуляторов и спать немного меньше, чем обычно, в ночь перед экспериментом.
Они представили им математическую задачу, в которой нужно было угадать последнюю цифру в последовательности, и дали им два правила, которые они могли применить пошагово, чтобы решить ее.
Но исследователи включили "скрытое правило", согласно которому восьмая цифра всегда была второй цифрой в последовательности. Если кто-то догадается об этом, это значительно сократит время, необходимое для решения задачи.
"Вопреки распространенному мнению, творчество не ограничивается конкретной областью, такой как искусство, - сказал Оудиетт. Творчество включает в себя два элемента: оригинальность и полезность для контекста.
В данном случае участники, разгадавшие скрытое правило, проявляют креативность, потому что их не учили решать задачу таким образом, поэтому они нашли новую и полезную стратегию, сказал Оудиетт.
В первой части эксперимента участников попросили решить 10 математических задач, используя два правила.
Затем им был дан 20-минутный перерыв, во время которого им сказали расслабиться или поспать в удобной позе на полулежащем кресле в темной комнате, положив руки на подлокотники. В руках они держали легкую чашку для питья, так что если они заснут, чашка упадет, издаст шум и разбудит их.
"Целью было выделить специфический эффект N1 без какого-либо влияния других стадий сна", - сказал Оудиетт.
Поскольку разные стадии сна характеризуются различными паттернами мозговых волн, исследователи с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) смогли отследить, когда участники переходили от стадии N1 к более глубокой стадии N2.
Скрытое правило
По окончании стадии покоя исследователи попросили участников эксперимента решить еще несколько математических задач. Они фиксировали, повысилась ли у участников "проницательность", что означало, что они либо стали решать математические задачи значительно быстрее, либо прямо сказали, что разгадали скрытое правило.
Исследователи обнаружили, что участники, которые провели не менее 15 секунд в стадии N1, имели 83-процентный шанс обнаружить скрытое правило, по сравнению с 30-процентным шансом для тех, кто не спал.
"Единственная разница между двумя группами - одна минута", - сказал Оудиетт. Это "своего рода впечатляющий результат". Но если участники погружались в сон N2, эффект исчезал. Поэтому авторы пришли к выводу, что существует "творческая точка", в которую можно попасть только в том случае, если люди уравновешивают легкое засыпание и слишком глубокий сон.
Неясно, почему стадия сна N1 повышает креативность, но поскольку это полуясное состояние, в котором вы теряете контроль над некоторыми своими мыслями, но все еще в некоторой степени осознаете их, это может создать "идеальное состояние, когда у вас есть свободное познание и странные ассоциации", - сказал Оудиетт. В этой фазе у вас "также есть возможность поймать его, если вам придет в голову хорошая идея".
Исследователи также спросили участников, которые заснули, что происходило в их голове непосредственно перед тем, как падение предмета разбудило их.
Один из участников сказал: "В какой-то момент я увидел лошадь в больнице. Там также был мужчина, который проводил тот же эксперимент, что и я, он был намного старше, и на его лице было что-то вроде пластикового шлема", а другой сказал: "У меня было ощущение, что я нахожусь у кромки воды, не было ветра, были воздушные звуки, как в лесу умеренного климата летом".
Другие участники видели геометрические фигуры и цвета. Исследователи обнаружили, что около трети мыслей, о которых сообщалось, были связаны с заданием, но они не нашли связи между этими сообщениями и повышением проницательности.
"Это не значит, что эти переживания не играют никакой роли, однако, необходимы дальнейшие исследования в этом направлении", - сказал Оудиетт.
Теперь исследователи надеются проверить влияние сна N1 на различные виды творческих задач, возможно, на те, которые имеют более реальное применение в жизни, сказал Оудиетт. Еще одним интересным следующим шагом будет выяснение того, существует ли способ специально воздействовать на эту стадию творческого сна, чтобы люди могли использовать эту технику без необходимости держать в руках какой-либо предмет.
Если вам интересна эта техника, вы можете попробовать ее сами.
"Мы исследовали обычного человека, а не Дали или Эдисона", - сказал Оудиетт.