/ Новости сайта / Космос / Обнаружен загадочный объект, переживший близкую встречу с черной дырой
14.12.2021

Обнаружен загадочный объект, переживший близкую встречу с черной дырой

Согласно новому исследованию объекта под названием G2, это на самом деле три звезды-малютки, окутанные густым облаком газа и пыли, из которого они родились. Такая интерпретация предлагает очень красивое решение вопросов, которые остались без ответа после того, как G2 проскочил мимо Sgr A* - сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути - в 2014 году.

"Мы предполагаем, что наблюдаемые объекты, окутанные пылью, являются остатками распавшегося молодого звездного скопления, формирование которого началось в околоядерном диске", - пишут исследователи в своей статье.

G2 была открыта в 2011 году (ее описание опубликовано в исследовании, опубликованном в 2012 году). В то время она стремительно приближалась к событию, известному как перинигрикон - точка на ее орбите, в которой она находится ближе всего к черной дыре.

Астрономы рассчитывали, что в результате близкого столкновения G2 будет разорван на части и поглощен Sgr A*, что приведет к образованию фейерверка аккреции сверхмассивной черной дыры.

Тот факт, что ничего не произошло, позже назвали "космическим мерцанием". G2 растягивалась и удлинялась по мере приближения к черной дыре; затем, после перинигрикона, она вернулась к более компактной форме.

Еще одна интересная особенность G2 заключается в том, что она очень горячая, гораздо горячее, чем должно быть облако пыли. Возможно, что Sgr A* или другие звезды могли нагреть объект, но он оставался такой же температуры, где бы он ни находился. Это позволило предположить, что нагрев G2 исходит из самого облака, а не от внешних воздействий.

Оба эти проявления, по мнению астрономов, больше соответствуют поведению звезды. В прошлом году группа исследователей предположила, что в облаке G2 может скрываться звезда - продукт столкновения двух звезд, в результате которого вокруг них образовалось огромное облако газа и пыли.

Но в том же исследовании было обнаружено еще четыре подобных объекта в галактическом центре, в результате чего общее число объектов G достигло шести. Это большое количество слившихся бинарных звезд.

Теперь группа исследователей под руководством астрофизика Флориана Пайскера из Кельнского университета в Германии предложила альтернативное объяснение, проведя детальный анализ 14-летних наблюдений, сделанных с помощью прибора SINFONI на Очень большом телескопе.

Согласно их анализу, G2 должна скрывать три звезды возрастом около 1 миллиона лет. Это очень мало для звезд; для сравнения, возраст Солнца составляет 4,6 миллиарда лет. Звезды G2 настолько молоды, что они все еще окружены материалом из облака, в котором они сформировались.

"То, что G2 состоит из трех эволюционирующих молодых звезд, является сенсацией", - говорит Пайскер, отмечая, что это открытие делает три звезды самыми молодыми из когда-либо наблюдавшихся вокруг SgrA*.

В галактическом центре уже имеется своеобразная популяция молодых звезд, известная как S-кластер. Согласно модели команды Пейскера, звезды G2 могут принадлежать к этой популяции.

Звезды могли зародиться в одном звездном питомнике, образовав кластер, который впоследствии распался, а отдельные звезды откололись и образовали новые орбиты вокруг Sgr A*.

Даже если звезды G2 не связаны с S-кластером, они, вероятно, когда-то были частью более крупного звездного скопления. Другие пылевые объекты, вращающиеся вокруг Sgr A*, также могли быть членами этого скопления, которое было разрушено гравитацией после движения к сверхмассивной черной дыре с большого расстояния.

Поскольку среда вокруг Sgr A* не считается благоприятной для звездообразования, потребуется дополнительная работа, чтобы выяснить, где могли возникнуть G2 и другие G-объекты. Возможно, астрономы также смогут использовать новые результаты, чтобы больше понять о черных дырах.

"Новые результаты дают уникальное представление о том, как работают черные дыры", - говорит Пейскер.

"Мы можем использовать среду SgrA* в качестве образца для изучения эволюции и процессов в других галактиках в совершенно других уголках нашей Вселенной".

Исследование было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal.

Gr70 14.12.2021 22:54 [Материал]