"Удаленное обучение" во время пандемии благотворно сказалось на здоровье подростков
Пандемия COVID-19 нанесла значительный удар по психическому здоровью людей, и особенно пострадали подростки, поскольку закрытие школ отрезало миллионы детей как младшего, так и старшего возраста от друзей, учителей и любого подобия нормальной жизни.
Негативные психологические последствия этого были задокументированы во многих исследованиях, но, по крайней мере, по одним данным, закрытие школ оказывает значительное положительное влияние и на учащихся.
В новом исследовании, проведенном в Швейцарии, ученые обнаружили, что швейцарские подростки, находившиеся на домашнем обучении во время закрытия школ в период с марта по июнь 2020 года в рамках первой волны пандемии, в итоге получали значительно больше сна, чем до закрытия школ, что соотносилось с другими улучшениями в их самочувствии.
"Во время изоляции ученики получали примерно на 75 минут больше сна в день", - говорит исследователь педиатрии развития Оскар Йенни из Цюрихского университета (UZH).
"В то же время качество их жизни, связанное со здоровьем, значительно улучшилось, а потребление алкоголя и кофеина снизилось".
В ходе исследования Дженни и его коллеги провели онлайн-опрос более 3600 старшеклассников из региона Цюриха, задав им вопросы о режиме сна, а также другие вопросы, касающиеся здоровья и поведенческих характеристик.
Затем полученные результаты сравнили с результатами предыдущего опроса более 5300 учащихся, проведенного в 2017 году, задолго до начала пандемии COVID-19.
Сравнение показало, что в течение учебной недели группа учащихся, обучающихся на дому, просыпалась в среднем на 90 минут позже, чем подростки из контрольной группы; однако они также ложились спать примерно на 15 минут позже, то есть в целом их недосыпание составляло около 75 минут каждый день.
В то же время некоторые показатели здоровья и поведения группы изоляции улучшились по сравнению с контрольной группой, что говорит о том, что дополнительные 75 минут ежедневного сна позволили им чувствовать себя лучше в некоторых вопросах - хотя в ответах можно было заметить и другие последствия изоляции в условиях пандемии.
"Подростки из группы изолированных подростков показали более высокие значения по пунктам, касающимся самочувствия, полноты энергии, наличия достаточного времени для себя и возможности делать то, что они хотели в свободное время", - пишут исследователи в своей работе, возглавляемой первым автором и исследователем нейропсихологии UZH Жоэль Н. Альбрехт.
"Однако, подростки из числа изолированных чувствовали себя более одинокими и грустными и меньше развлекались с друзьями".
По словам Дженни, результаты показывают, что, хотя эффект изоляции от домашнего обучения во время изоляции имел некоторые негативные последствия для подростков, дополнительное количество сна, по-видимому, принесло пользу, которая сделала дни, проведенные дома, более сносными в долгосрочной перспективе.
"Хотя закрытие школ явно привело к ухудшению здоровья и благополучия многих молодых людей, наши результаты показывают положительные стороны закрытия школ, которым до сих пор уделялось мало внимания", - говорит Дженни.
"Наши результаты ясно указывают на пользу начала занятий в школе в более позднее время, чтобы подростки могли больше спать".
По крайней мере, в этом вопросе мы, вероятно, не должны быть слишком удивлены. Уже несколько лет подряд многочисленные исследования демонстрируют доказательства того, что учебный день должен начинаться позже, причем подростки, получающие дополнительную нагрузку на глаза из-за более позднего времени начала занятий в школе, демонстрируют повышенную внимательность и хорошее самочувствие, а также сообщают о лучшем сне и способности концентрироваться и учиться.
Некоторые эксперты даже считают, что подростки должны начинать учебный день не раньше 10 или даже 11 часов утра. Новое исследование не столь категорично, но это еще одни данные в пользу того, что детям полезно начинать обучение в более позднее время, даже в условиях изоляции и трудностей, связанных с закрытием учебных заведений в связи с пандемией.
"Полученные данные свидетельствуют о том, что закрытие школ позволило учащимся лучше согласовать свой график сна с поздней фазой сна у подростков", - объясняют исследователи.
"Самое важное, что, насколько нам известно, это исследование представляет собой первое научное доказательство благотворного влияния закрытия школ на сон и здоровье подростков".
О результатах исследования сообщается в журнале JAMA Network Open.