Машина для производства "Вакуумного сахара" создала "Звездные врата" в 1851 году
Гигантская витрина, демонстрация трофеев имперских завоеваний, шанс поставить монархию в один ряд с социальными и коммерческими интересами: Великая выставка 1851 года была многим. Официально всемирная выставка, открытая королевой Викторией и размещенная в огромном Хрустальном дворце из железа и стекла в Гайд-парке, была демонстрацией достижений мировой промышленности, искусства и науки.
Даже в то время у нее были свои критики (принц Альберт поддержал ее только после того, как убедился в популярности идеи), а постколониальные историки нашли бесконечные смысловые слои в этой неуклюжей декларации глобальной власти.
Одна мысль, которая могла прийти в голову среднестатистическому жителю Лондона 1850-х годов, когда он медленно проходил мимо парада статуй, драгоценностей и чучел слонов, заключалась в том, что Великая выставка была очень оживленной. В среднем за день выставку посещали более 40 000 человек, что более чем в два раза превышает число посетителей Британского музея в наши дни.
В один из октябрьских дней это число достигло более 100 000 человек. При таких цифрах легко понять, как одно очень необычное событие могло остаться незамеченным для большинства посетителей.
Когда однажды субботним днем открылся "портал между мирами", свидетелями этого стали лишь немногие. Добавьте к этому то, что, возможно, было сознательной попыткой не допустить распространения новостей о невероятном событии и откровенно говоря, нам повезло, что мы вообще имеем возможность рассказать историю о том, что стало известно как Crystal Palace Stardoor, или, чаще всего, Vacuum Sugar Event.
Уильям Кантер забронировал свой стенд на выставке, чтобы продемонстрировать запатентованный им вакуумный аппарат - устройство, позволяющее кипятить жидкости при более низких температурах. (Изобретение было особенно ориентировано на сахарную промышленность - возможность сокращения расходов на топливо при варке сахарного тростника была хорошей новостью для прибыли владельцев плантаций).
Кэнтер стоял в уголке, в стороне от главной галереи, и через несколько минут после начала демонстрации услышал необычный хлопок внутри своей машины. Вскоре после этого из большого шарообразного аппарата начало исходить что-то странное.
"Какой-то дым темного цвета", - вспоминал позже Кантер. "Моей первой мыслью было: "Черт, сахарный тростник горит". Второй (и почти одновременной) мыслью было: "Как такое может быть?"".
Мартин Булл, таксист по профессии, вспоминал этот момент. "Это не было похоже ни на один дым, который я когда-либо видел. Он был черным, как смола. Но двигалось оно медленнее, чем дым. Это вещество вытекало из клапана в машине и как бы висело там, в нескольких футах от земли. Как маленькое темное облако. Потом я заметил огни".
"Огни", как быстро поняла Пэтти Грейнджер, продавец цветов, находившаяся неподалеку, были небесного происхождения. "Это было похоже на участок ночного неба, правда. Но самое великолепное ночное небо, которое вы когда-либо видели... огромные клубящиеся облака звезд... Чем ближе вы подходили к нему, тем больше ночного неба вы могли видеть. Как окно, если вы понимаете, о чем я? Очень странно было то, что когда вы обходили его сзади, вы могли видеть звезды, идущие в другую сторону".
Многие из очевидцев вспоминают, что подходили к "звездной двери", чтобы посмотреть на чудеса, которые открывались за ней; никто из них, когда их разыскали спустя годы, не смог забыть мужчину и женщину, которые подошли слишком близко.
Все они пересказывали этот момент. Рассказывают о хорошо одетой паре, которая могла быть связана с торговлей сахаром, а могла и не быть. Мужчина был самоуверенным и самодовольным, громко настаивая на том, что они должны стоять ближе, чем кто-либо другой. Женщина сначала не хотела этого делать, но, возможно, воодушевленная отношением мужа, вскоре совершила ужасную ошибку. Заявив, что ей хотелось бы увидеть звезды под их ногами, она выгнула шею так, что вся ее голова оказалась за порогом "звездной двери".
Ужасный, придушенный звук, наполнивший воздух, большинство очевидцев затруднились описать. Некоторые говорили, что он не был похож на человеческий, некоторые думали, что это падают стекла, один был уверен, что это был крик, и сказал, что, хотя он был громким, он был "дробным, как эхо, раздающееся в горной долине". Многие говорили, что звук, казалось, исходил отовсюду вокруг них, и выражали удивление, что его не слышала вся выставка. Интересно, что одна свидетельница сказала, что видела длительную вспышку яркого света, и только после этого начала думать, что это был звук.
После первоначального шока люди бросились к женщине. К тому времени, когда они перетащили ее через порог, меховая шапка и шаль уже исчезли. Некоторые вспоминают, что видели странные матовые волосы и широкие черные глаза на белом, как кость, лице, прежде чем муж женщины накинул на нее куртку и поспешил прочь в толпу. Их так и не удалось разыскать. Позже Кантер сказал, что был поражен тем, что не получил известий от их адвокатов.
У тех, кто все еще окружал звездную дверь, появилась новая проблема. Кто-то заметил, что, хотя размер портала вначале стабилизировался, теперь он снова стал расти. Это повергло небольшое собрание в панику. Что, если он не остановится? Сам Кантер отчаянно пытался возиться со своей машиной, думая, что если он сможет обратить процесс вспять, то вещь можно будет втянуть обратно.
Некоторые пытались помочь ему, некоторые стали поворачиваться и быстро уходить, но потом, когда у Кантера уже заканчивались идеи, раздался еще один резкий хлопок, и звездная дверь захлопнулась.
Кантер вспоминает момент, когда "мне показалось, что весь Хрустальный дворец погрузился в тишину, хотя, конечно, это был только наш маленький уголок". Но тишину в уголке Кантера нарушило нечто неожиданное: аплодисменты. Оказалось, что многие в этой небольшой толпе решили, что все это было искусным развлечением, и вскоре они разошлись по большому залу. Вскоре Кантер собрал вещи и на следующий день отказался от участия в выставке.
Неизвестно, до какого именно уровня дошли новости об этом событии. Кантера и других свидетелей разыскал спустя годы государственный служащий, и допросы оставались засекреченными до самого последнего времени. Кто-то должен был сделать первый доклад. Ясно лишь то, что было принято решение скрыть новости об этом явлении от принца Альберта, великого покровителя выставки.
Принц Альберт стремился позиционировать себя как поборника научного прогресса. Викторианское движение началось только после смерти принца Альберта. Что, если бы он узнал о звездной двери, и при его поддержке интерес к "звездным" порталам (червоточинам) в XIX веке достиг бы пика на двадцать лет раньше?
Если бы пугливые чинуши не поспешили засекретить этот крайне необычный случай, а вместо этого приложили бы усилия для того, что бы направить все научные силы на понимание произошедшего, то сегодня мы могли бы жить в совершенно иной реальности.
Хотя стоит учитывать тот факт, что скорее всего данные о событии, как и чертежи машины к нему приведшей не были уничтожены, а только засекречены и кто знает, вполне возможно "сильные мира сего" давно создают "звездные порталы" в тайне от нас - простых людей, которым об этом не положено знать.