Загадочная фреска "Шесть царей Земли"
Обнаруженная в разрушающемся пустынном замке, расположенном на территории современной Иордании, фреска, известная как "Шесть царей земли", дает любопытный взгляд на раннесредневековый исламский мир. Это особенно важно в связи с тем, что древнее исламское искусство в значительной степени недопредставлено, несмотря на то, что ислам был основной религией одной из крупнейших империй мира в период ее расцвета.
Обнаруженная в разрушающемся пустынном замке, расположенном на территории современной Иордании, фреска, известная как "Шесть царей земли", дает любопытный взгляд на раннесредневековый исламский мир. Это особенно важно в связи с тем, что древнее исламское искусство в значительной степени недопредставлено, несмотря на то, что ислам был основной религией одной из крупнейших империй мира в период ее расцвета.
Эти империи были известны как халифаты. Начиная с 631 года нашей эры и заканчивая 1517 годом нашей эры, в мире существовало три крупных халифата. Это были огромные многонациональные империи, простиравшиеся через континенты и объединявшие множество народов, культур и религий. Поэтому на искусство, ставшее характерным для ислама, оказали большое влияние все народы, населявшие халифаты.
Фреска "Шесть царей земли" в Иордании относится к халифату Омейядов и свидетельствует о том, что халифы хорошо понимали окружающий мир и высоко ценили искусство. Но кто же эти шесть царей Земли? И почему они украшают стены исламского замка в пустыне?
Картина "Шесть царей Земли" была загадкой, когда ее нашли. Она пролежала несколько веков в заброшенных руинах некогда обширного пустынного замка Каср Амра, также известного как Кусейр 'Амра. Это место когда-то принадлежало правителю халифата Омейядов, который был вторым исламским халифатом, возникшим после смерти их пророка Мухаммеда.
Халифат Омейядов - огромная и очень могущественная империя - управлялся одноименной династией Омейядов в течение примерно столетия, после чего был свергнут соперничающей династией Аббасидов. Тем не менее, даже за такой короткий период Омейядский халифат добился многого. Они расширили завоевания своих предшественников и заложили основы зарождающегося исламского искусства.
После поражения от Аббасидов Омейяды основали Кордовский халифат на Пиренейском полуострове. В последующие годы этот город стал процветающим центром исламского искусства, философии и преподавания. Но картина "Шесть царей земли" датируется временем до падения Омейядов и находится в их сердце - на территории современной Иордании.
Каср Амра, также известный как Кусейр 'Амра или Кусейр Амра (قصر عمرة / Qaṣr 'Amrah), является руинами пустынного замка времен Омейядов, расположенного примерно в 85 км (53 мили) к востоку от Аммана (столицы Иордании) и в 21 км (13 милях) к юго-западу от оазиса Азрак на территории современной Иордании. Название переводится как "маленький дворец Амра" и является типичным для пустынных замков Омейядов.
То, что сохранилось до наших дней, на самом деле является лишь частью более крупного комплекса. В ходе археологических раскопок были обнаружены руины и фундаменты множества других зданий. Вполне вероятно, что вокруг дворца находился настоящий замок, возможно, с небольшими военными функциями. Это означает, что весь комплекс был задуман как королевское убежище для халифа.
Так или иначе, самая важная часть комплекса сохранилась, а именно дворец Каср Амра и его фрески. Благодаря своей исключительной важности и возрасту, он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и описан как "шедевр человеческого творческого гения", "уникальное или, по крайней мере, исключительное свидетельство культурной традиции" и "выдающийся пример типа здания, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, который иллюстрирует важный этап в истории человечества".
Снаружи Каср-Амра выглядит не слишком увлекательно. Но как только вы ступаете внутрь, вас встречает обилие чудесных и исключительно хорошо выполненных фресок, которые быстро приковывают ваше внимание. На фресках изображены различные сцены: ремесленники за работой, обнаженные женщины, купающиеся, охота и правители. Если раньше фрески покрывали все стены, то теперь они остались в основном на потолках.
Среди других росписей - недавно обнаруженный "Цикл Ионы", а также изумительная небесная роспись, обнаруженная над банной камерой. Последняя была написана на полусферическом потолке и представляет собой созвездия Северного полушария в сопровождении знаков Зодиака, причем Большая Медведица (Ursa Major) и Малая Медведица (Ursa Minor) были нарисованы в соседней горячей комнате. Это считается первым известным изображением небес (небесного свода) на полусферической поверхности.
Но, несомненно, самой важной из всех фресок Каср-Амры является картина, известная как "Шесть царей Земли". Она не только является великолепным произведением исламского искусства, но и служит источником информации, помогая исследователям датировать создание фресок и дворца.
На знаменитом панно "Шесть царей" изображены шесть правителей мира, стоящих лицом к зрителю в два ряда по три человека. Интересно, что у каждого правителя ладони повернуты вверх, а руки вытянуты и направлены немного влево.
В соседнем алькове, напротив картины с царями, изображен человек, сидящий на троне, над головой которого написано благословение. Несомненно, что вся череда фресок изображала халифа Омейядов, сидящего на своем троне, с шестью царями земли, жестикулирующими в его сторону в знак мольбы или покорности. Это указывает на власть и престиж халифа как самого могущественного из всех правителей (известного) мира.
Так кто же эти загадочные цари? К сожалению, не все их личности известны. Картина пострадала в течение веков, и из-за ее возраста многие фрески лишились важнейших деталей. Каждый из шести царей изображен в своем одеянии, что в определенной степени помогло в идентификации.
Кроме того, над головой каждого царя есть надписи на греческом и арабском языках. Написанные жирными белыми буквами на синем фоне, они служили для идентификации правителей-молитвенников. К сожалению, сегодня можно прочитать только четыре надписи, поэтому личности двух царей остаются неизвестными и открытыми для интерпретации. Идентифицированы следующие:
Кайсар / Кайсар, переводится как Цезарь: Византийский император, одетый в свои отличительные одежды и корону. Его лицо повреждено и не видно.
Родорикос / Ludhriq , переведено как Родерик: Вестготский король Испанской империи. Его фреска также сильно повреждена, видна только верхушка шлема и часть одеяния. Тем не менее, его имя является решающим фактором в определении возраста фресок и дворца.
Хосрус / Хисра, переводится как Хосров: Император империи Сасанидов.
Наджаши: негус (царь) Аксумского царства. Его одежда хорошо видна, и он носит красный палантин, разновидность шали.
Изображение вестготского короля Родерика сыграло важную роль в датировке этого места. Родерик, известный как "последний король готов", правил совсем недолго, с 710 по 711 год нашей эры. Он был последним из вестготских королей, правивших из столицы Толедо.
Восшествие Родерика на престол в 710 году было спорным, и его правление вскоре подошло к концу, поскольку Родерику пришлось столкнуться с вторжением Омейядов на Пиренейский полуостров, которое началось в 711 году. В том же году Родерик погиб в битве при Гвадалете, первой крупной битве Омейядского завоевания.
Это означает, что фрески могли быть сделаны не ранее 710 года нашей эры и не позднее 750 года нашей эры, когда халифат Омейядов был свергнут Аббасидами. Конечно, идентификация вестготского короля Родерика также помогла экспертам понять, кем являются другие изображенные "короли Земли".
Взяв за отправную точку 710 год нашей эры, мы можем попытаться точно определить имя византийского императора. Увы, это значительно сложнее, поскольку Византийская империя того времени была охвачена периодом двадцатилетней анархии, когда на троне сменилось множество императоров.
В то время, в конце 600-х годов нашей эры, арабы и византийцы вели ряд жестоких войн. Возможный кандидат - Юстиниан II, известный как Ринотметос, который царствовал дважды: с 685 по 695 год нашей эры и с 705 по 711 год нашей эры. Во время его правления арабы Омейяды одержали несколько побед над византийцами.
Наиболее заметной была их победа в битве при Себастополисе, где византийцы были полностью разгромлены. После этой победы Омейяды завоевали всю Армению. Включение Юстиниана II в картину шести царей было бы логичным, делая его одним из правителей, побежденных арабами, как и Родерика.
Изображение Хосрова, сасанидского императора, имеет аналогичную инсинуацию. Скорее всего, здесь изображен император Хосров II, известный как Победоносный, последний известный "царь царей" Сасанидской империи. Правление Хосрова было весьма насыщенным событиями и отмечено внутренними распрями.
Тем не менее, в 628 году Хосров был убит, что привело к разрушительной гражданской войне в и без того слабой Сасанидской империи. В конце концов, его восьмилетний внук, Яздегерд III, унаследовал трон, но безрезультатно. В 651 году нашей эры началось завоевание Ирана арабами, которое положило конец почтенному царству Сасанидов.
Однако включение Хосрова на фреске в Каср-Амре загадочно. Арабское завоевание Ирана было осуществлено предшествующим халифатом Рашидун, примерно за 50 лет до предполагаемого создания дворца. Тем не менее, арабское завоевание могущественного мирового правителя все еще считается достижением, достойным включения в стены дворца.
Четвертый и последний идентифицируемый правитель - предположительно Армах, царь Аксума. Он также был известен как Аṣḥамах (араб. أَصْحَمَة) и Наджаши, и правил с 614 по 630 год нашей эры. Однако Рашидуны или Омейяды никогда не имели продолжительных конфликтов с Аксумитским царством. На самом деле, скорее всего, именно царь Армах дал приют первым мусульманским эмигрантам на своих землях.
Тем не менее, к 646 году нашей эры рашидуны установили контроль над Красным морем и Египтом, в результате чего Аксум оказался в экономической изоляции. Дальнейшие конфликты продолжились, когда аксумитским пиратам удалось вторгнуться в регион Хеджаз на территории современной Западной Саудовской Аравии, заняв город Джидда в 702 году нашей эры. В ответ халиф Омейяд нанес ответный удар и отвоевал у Аксума архипелаг Дахлак.
Два других царя, чьи лица и имена повреждены до неузнаваемости, как полагают, возможно, представляют собой императора Китая, правителя Индии или тюркского хана. Все эти три теории возможны, поскольку Омейяды вели войну против всех них.
С китайцами Омейяды сражались в битве при Аксу в 717 году нашей эры, хотя и проиграли ее. С индийцами Омейяды имели продолжительные конфликты, которые начались еще в 636 году нашей эры и достигли своего пика с 700 года нашей эры и далее. Они также воевали с тюркскими племенами. Таким образом, на фреске, вероятно, изображены правители этих империй.
Все это говорит нам о том, что дворец Каср Амра и его восхитительные фрески, скорее всего, были созданы во время правления омейядского халифа Аль-Валида II. Хотя Аль-Валид II правил всего один год, с 743 по 744 год нашей эры, дворец мог быть создан где-то между 723 и 743 годами нашей эры.
Хотя в то время Аль-Валид II не был халифом, он был наследником престола и поэтому имел большое влияние и богатство. В этот период его господство в регионе заметно возросло. Аль-Валид II был хорошо известен как большой покровитель искусств, поэзии, секса, пения, напитков, стихов, скачек и тому подобных вещей.
Более того, фреска во дворце идентифицируется как фреска Аль-Валида II, в его бытность принцем. Все это указывает на то, что именно Аль-Валлид II приказал построить дворец, будучи любителем всего художественного и пышного, и что сидящий халиф, которому подчиняются "шесть царей земли", - это его отец, халиф Язид II.
Руины пустынного замка и фреска были давно известны бедуинам этого региона. Впервые они были обнаружены западными людьми в 1898 году, когда чешский ученый Алоиз Мусил посетил это место в сопровождении Альфонса Леопольда Милиха, известного австрийского художника.
Когда они приехали, фреска и надписи на ней были уже довольно хрупкими. К счастью, Мелих сделал несколько предварительных набросков и описаний, которые впоследствии помогли в идентификации царей. Увы, два исследователя попытались очистить фреску и вынести ее из дворца, что нанесло огромный ущерб этому незаменимому произведению искусства.
Несмотря на это, "Шесть царей земли" в Каср-Амре остаются одной из определяющих реликвий раннего исламского искусства, основы которого были заложены во времена правления Омейядов. Фреска и изображенные на ней правители позволяют нам заглянуть в историю, давая ключ к пониманию многочисленных войн и кампаний, предпринятых арабами Омейядов.
Комментарии 1
0
Белыйлис
20.01.2022 12:49
[Материал]
Английские местоимения он ,она хи ,ши являются прочитанными наоборот армейскими (арамейское письмо с права на лево) их ,иш. А в немецком " их бин " я есть как будто о себе в третьем лице. В Магрибе деревенские люди не заморачиваться с названиями сортов или пород все делится на два вида : бильди и руми ( кстати в русской традиции это тоже есть ,деревенские куры - русские куры ,деревенские овцы какой породы?-русские овцы ,деревенская печь- русская ,это в отличие от голландки., Хотя конструкция печей ,русская, такая же и у татар и у чувашей и у мордвы), бильди это деревенская ,простая или своя ,руми что то сортовое ,привезенное. И тут интересно что билд ,биллинг эти слова есть в английском : строить ,строение что ассоциируется с поселением ,деревней. Грамотность на основе арабского письма существовала у исламских народов России ,после революции алфавиты последовательно заменили сначала на латиницу ,а затем на кириллицу уничтожив тем самым доступ к информации сохранившейся на основе арабского алфавита. Арабским алфавитом пользовались и некоторые казаки и хотя религиозные книги были на церковнославянском ,церковные записи велись арабским алфавитом. Доспехи русских князей в оружейной палате исписаны арабскими буквами и эти доспехи сделаны на территории России ,но это не принято никак комментировать. Точно также во времена византийской империи существовали неизвестные письменности языков на основе греческого алфавита ,сейчас видя греческое письмо его пытаются читать по гречески и получают что то несуразное ,так было в Дагестане ,надписи греческой азбукой времён кавказкой Албании несли какую-то чушь ,пока их не прочитали на табасаранском языке.
|