Роботы древности
Бронзовый витязь или глиняный парень
Мы все с детства знаем истории из греческой мифологии о медном защитнике Крита Талосе, созданном Гефестом по приказу Зевса. Бог Гефест создал первую настоящую лабораторию по созданию механических чудес. Он был прославленным кузнецом и умел вдыхать в свои творения жизнь. При этом создавал не только защитников, но и слуг, которые, например, помогали при сервировке стола.
А где истоки русской сказки о глиняном парне? Гончар слепил его для себя и жены, потому что у них не было детей. Парень получился огромным и стал есть все подряд: родителей, соседей… И кончилось бы всё плохо, но он съел козу, которая распорола его брюхо и выпустила всех, кто находился внутри глиняного чудища, на свободу.
В отличие от нашего глиняного парня, Голем, также сделанный из глины, наоборот, служил своему народу и защищал его согласно древней еврейской легенде.
Были ли эти персонажи действительно техническими гениальными творениями или всего лишь ловкими мистификациями?
О механических слугах писал Гомер в своей знаменитой «Илиаде». В Древнем Китае, по преданиям, были созданы куклы, которые принимали мысленные приказы и выполняли желания своих хозяев. Платон и Аристотель в своих трудах предвосхитили создание мыслящих механических машин в будущем на основании собственных опытов.
К счастью, достоверные сведения о существовании андроидов в глубокой древности хранятся в библиотеках мира. Известно, что ещё египтяне в III тысячелетии до н.э. Придумали усаживать жрецов в статуи: оттуда оракулы утробным голосом предсказывали людям будущее. Друг Платона, математик Архит, сотворил деревянного голубя, который приводился в движение давлением струи пара. Римский поэт Клавдий описал чудо, придуманное Архимедом. Речь шла о стеклянном шаре с изображением небосвода, по которому двигались небесные тела. Автомат приводился в движение водой.
Собиратель милостыни
В Китае была обнаружена книга, написанная в IX веке. Она называется Chao Ye Qian Zai. Изучением этого ценнейшего труда, документально описывающего события того времени, занимаются в центре изучения Китая в Баварии.
Среди прочего в книге описывается китайский умелец Янг Улян, славившийся невероятной изобретательностью и золотыми руками. Однажды ему удалось сделать из дерева фигуру монаха, который держал в руках чашу и просил подаяние. Когда сосуд наполнялся монетами, монах говорил: «Милостыня собрана». Тысячи людей приходили в город, где стоял говорящий монах. Чтоб услышать, как деревянная фигура разговаривает, они без конца кидали деньги в чашу для подаяния. Так умело созданный механизм собирал больше милостыни, чем обычный нищий.
В той же книге рассказывается о мастере по имени Кинг Ланг Линг, который делал механические музыкальные инструменты. В VII веке он создал робота, который напевал мелодию и сам танцевал под неё. Лицом робот не походил на китайца.
Говорящие головы, танцоры и летательные аппараты
В средневековой Европе были известны несколько гениальных творцов. Им удалось создать говорящие головы, двигающиеся руки и летательные аппараты. В 1495 году великий Леонардо да Винчи спроектировал механического человека, который размахивал руками и поворачивал голову.
Позднее в Германии появился Ганс Бульман, которого по праву считают последователем Леонардо. К тому же он стал законодателем моды на человекоподобные механизмы, играющие на музыкальных инструментах.
Робот из Дрездена
Французский писатель Антуан де Ривароль в 1783 году описал говорящие головы, созданные аббатом Микалем: «В замке Темпль можно наблюдать фантастическии механизм. Он привлекает знатоков и любителей поглазеть на чудо. Это две головы из руды, которые говорят настоящими предложениями, и очень чётко. Они невероятных размеров, а голоса их нечеловеческие». Искусный ремесленник Микаль потратил 30 лет на изготовление своего гениального творения. Как он заставил головы говорить, неизвестно. Однако Ривароль писал о прилагавшихся к головам гигантских клавиатурах и металлических цилиндрах, на которых были отмерены интервалы для произношения слов.
До нас также дошли письма великого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, который делился своими впечатлениями о говорящих головах с герцогом Карлом Августом из Вены. Правда, тут речь шла о говорящих головах, придуманных бароном Кемпеленом в начале XVIII века. Они приводились в движение «ужасной» машиной, а говорили с помощью сложной системы поддувных мехов. Примечательно, что использованное в письмах выражение «раздувать меха» как образное означает «лгать», «обманывать кого-либо».
Швейцарские часовщики Пьер Жаке Дро и его сын Анри на протяжении нескольких лет создали, пожалуй, трёх самых знаменитых андроидов: писца, рисовальщика и музыканта, приводимых в движение часовым устройством с заводной пружиной.
Писец — настоящее техническое чудо высотой около 70 сантиметров. Мальчик лет пяти сидит за маленьким столом и держит в руке гусиное перо. По заказу зрителей он аккуратно выводил на бумаге любые буквы или текст, обмакивая перо в чернильницу и наклонив при этом голову. Механизм был спрятан в спине и позволял писать сложные слова и фразы до 40 букв длиной.
Рисовальщик водил карандашом на листе, время от времени останавливался, задумчиво созерцал изображение, затем дул на бумагу, чтобы удалить с неё соринки. Среди прочих рисунков он выполнял и портрет короля Луи XV.
Девушка-музыкант сидела за фисгармонией. Её пальцы бегали по клавишам, а голова поворачивалась, как бы следя глазами за движением рук.
Отец и сын Дро устраивали настоящие гастроли для своих чудесных механизмов по всей Европе, прославившись и обогатившись. Но среди благодарной публики находились люди, называвшие все это работой дьявола.
В русскоязычных изданиях существует оригинальная версия происхождения слова «андроид». Дело в том, что сына Пьера звали Анри Дро, и он продолжал дело отца в производстве оригинальных механических человекоподобных кукол. Якобы от его имени произошло само слово. На самом деле, оно происходит от греческих слов ανδρών, что означает «люди», и ίδιο — «одинаковый».
Яков Брюс — потомок известного шотландского рода и московский генерал — один из российских мастеров. Самоучка и вояка, он, однако, был не только государственным деятелем при дворе Петра I, но и инженером, картографом, языковедом и астрологом. По некоторым данным, Яков Брюс тоже создавал различные механические диковинки. На последнем этаже Сухаревой башни в Москве, где располагалась его лаборатория, Брюс трудился над созданием летательных аппаратов. По словам очевидцев, часто можно было наблюдать вылетающих из его окон драконов с человеческими головами.