Мореплаватели доисторической эпохи
Учёные считают, что самые первые плавательные средства появились у людей 40-60 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими находками. Однако не так давно с сенсационным заявлением выступил австралийский археолог Майк Морвуд, который утверждает, что первыми мореплавателями были… питекантропы, предки современного человека. Вполне возможно, что свои лодки они сооружали ещё 800 тысяч лет назад.
Споры вокруг питекантропа
Никто из археологов и палеонтологов не рискнёт с уверенностью говорить о том, что знает всё о Homo erectus, или человеке прямоходящем. Его останки впервые обнаружил на острове Ява в 1893 году Эжен Дюбуа. Он назвал этого разумного гоминида питекантропом, или обезьяночеловеком. В 1894 году Дюбуа издал книгу «Питекантропус еректус, яванская переходная форма человеческого типа», в которой доказывал, что питекантроп является именно той переходной формой, которая, согласно эволюционному учению, существовала между человекообразными обезьянами и современным человеком.
Находки и книга Дюбуа вызвали в учёном мире настоящую бурю: одни поддерживали версию первооткрывателя, другие считали, что кости принадлежали обезьяне. Научные споры достигли такого накала, что у Дюбуа не выдержали нервы: он спрятал кости в сейф и перестал отстаивать свою гипотезу, а в конце 30-х годов XX века вообще от неё отказался.
Однако уже в 40-е годы точка зрения Дюбуа восторжествовала в научном мире. Сейчас считается, что вид Homo erectus возник в Африке около 1,8 миллиона лет назад и позднее распространился на обширном пространстве, включая Средний Восток, Китай, Юго-Восточную Азию и, возможно, Европу. Около 200 тысяч лет назад появились первые представители современного человека, и вскоре после этого Homo erectus как более примитивный гоминид вымер.
Остров Ява — заповедник обезьяночеловека?
Хотя буря, связанная с причислением питекантропа к отряду разумных гоминидов, давно улеглась, древний обезьяночеловек продолжает вносить сумятицу в головы учёных. В 1996 году в американском издании Science Magazine («Научный журнал») была напечатана сенсационная статья о том, что на индонезийском острове Ява питекантропы могли проживать по историческим меркам совсем недавно — всего 27 тысяч лет назад. Среди учёных сразу же пошли ожесточённые споры, ведь теперь необходимо было объяснить, как популяция обезьяночеловека так долго могла продержаться на острове, тогда как в других местах этот вид давно вымер.
Для охотников за окаменелостями Ява всегда была настоящим раем. Её благоприятный климат делал остров домом для многочисленных видов живых существ, а периодически возникавшие в прошлом «мостики» проступившей из вод суши связывали Яву с континентом и позволяли ей становиться центром миграционного пути из Азии в Австралию.
В 1890-х годах на острове были обнаружены многочисленные останки Homo erectus. Но учёных особенно заинтриговали кости, найденные позже — в 30-х и 70-х годах XX века — около деревень Нгадонг и Самбунгмакан. Черепа Homo erectus (соответственно, и их головной мозг) были необычайно большими и, по оценкам учёных, имели возраст от 100 до 400 тысяч лет.
В 1994 году Карл Суишер из Геохронологического центра в Беркли (Калифорния, США) решил проверить правильность этих оценок более современными и точными методами. Однако в университете Явы, где хранились бесценные находки, взять для анализа частички костей Суишеру и его коллегам не разрешили, опасаясь разрушения хрупкого материала. Но надо отдать должное учёным — отказ их не смутил, и Суишер со своей группой отправился к деревням Нгадонг и Самбунгмакан. В том слое, где нашлись кости питекантропов, исследователи обнаружили зубы какого-то животного.
Теоретически останки живых существ, хранящиеся в одном слое породы, должны быть «ровесниками». Когда Суишер и его коллеги определили возраст своей находки, учёные были просто ошеломлены: зубы эти появились во рту животного… 27-53 тысячи лет. Значит, и обезьянолюди были погребены в земле примерно в это же время.
Это было настоящей антропологической сенсацией, подобной тому, как если бы кто-нибудь обнаружил семью неандертальцев, спокойно проживающую рядом с нами. Конечно, скептики не оставили камня на камне от сообщения Суишера. Палеонтолог Джон де Вое из Голландского национального музея естественной истории без особых сомнений заявил: «Эти определения явно неверны. Они просто бросили окаменелости в машине и отсюда «накрутили» возраст» (имеется в виду загрязнение образцов в кузове машины, которое и привело к возможной ошибке.
Выдвигалось и другое предположение, что даже если черепа гоминидов и зубы животных находятся в одном слое, они все же могут иметь разный возраст. Такое случается, если при наводнениях происходит переотложение более молодых останков в древние слои.
Суишер с критикой собственной гипотезы не согласен. Хрупкие от времени зубы животных были не повреждены, что обязательно случилось бы при паводке. Если же возраст останков определён точно, то нетрудно объяснить, почему обезьянолюди могли сохраниться так долго на Яве. Когда-то очень давно исчез последний «мостик» суши с острова на континент, и Ява отделилась от Азии сотнями километров, поэтому любая популяция, которая пустила здесь корни, была надёжно защищена от вторжений чужаков.
800 тысяч лет назад они сделали первую лодку!
Не менее сенсационно прозвучало другое сообщение из жизни Homo erectus, которое было опубликовано в американском журнале Discovery («Открытие»). Австралийский археолог Майк Морвуд считает, что когда-то питекантропы стали самыми первыми мореплавателями… Доказательство такого невероятного предположения нашлось на острове Флорес, который расположен в нескольких сотнях миль восточнее Явы.
Здесь Морвуд и его индонезийские коллеги обнаружили более дюжины каменных орудий, которые могли применяться для разделки туш животных или для обработки древесины. По заключению Морвуда, каменные орудия явно изготовлены первобытным человеком, а не являются просто похожими, случайными сколами камней, образовавшихся в результате природных процессов. Слой, в котором сохранились каменные орудия, датируется возрастом 800 тысяч лет.
Как же питекантропы попали на остров Флорес? Этим вопросом и задался Морвуд. Хотя во время ледниковой эпохи уровень моря был временами так низок, что Ява частенько соединялась с Азией «мостиками» суши, между островами Ява и Флорес оставались три глубоких пролива, причём ширина одного из них достигала 24 километров. Если присовокупить к этому сильные течения и часто меняющуюся погоду, такое водное препятствие станет практически непреодолимым без каких-либо управляемых плавательных средств.
Заключение Морвуда отличается завидной простотой: раз Homo erectus оказался на острове Флорес, значит, он смог построить лодку. Скорее всего, питекантроп сделал примитивную долбленку, но и это было невиданным прогрессом для гоминида, которого многие считают почти обезьяной.
Сооружение лодки требовало от Homo erectus не только умения обрабатывать дерево, но и способности планировать, общаться и работать в коллективе. Поэтому Морвуд говорит, что в данном случае мы столкнулись не с успехом шимпанзе, а с целенаправленной деятельностью гоминидов, которые имели много общего с современным человеком.
Прошлое Homo erectus полно загадок
Итак, прошлое Homo erectus пока полно загадок. Учёные, которые занимаются этим видом, обычно являются сторонниками одной из двух теорий. Первая из них, известная как «исход из Африки», предполагает, что миграция питекантропов началась 1,8 миллиона лет назад, когда они покинули Африканский континент и колонизировали Азию, Средний Восток и Европу. Затем, на 1,6 миллиона лет позднее, в Африке появился уже современный по анатомическому строению человек, который повторил путь своего предшественника.
Вторая теория, известная как мультирегионализм, не спорит насчёт возникновения и распространения Homo erectus, но придерживается точки зрения, что человек современный эволюционировал именно от этого вида гоминидов.