/ Новости сайта / Археология / Давно потерянный фрагмент Стоунхенджа дает беспрецедентный взгляд внутрь древнего монумента
05.08.2021

Давно утерянный фрагмент Стоунхенджа, который был извлечен человеком, проводившим реставрационные работы на памятнике, был возвращен спустя 60 лет, дав ученым возможность впервые заглянуть внутрь колонны культового монумента.

В 1958 году Роберт Филлипс, представитель буровой компании, помогавшей восстанавливать Стоунхендж, взял цилиндрический керн после того, как он был высверлен из одного из столбов Стоунхенджа - Камня 58. Позже, когда он эмигрировал в США, Филлипс забрал керн с собой.

Из-за того, что Стоунхендж находится под охраной, извлечение образцов из камней больше невозможно. Но после возвращения керна в 2018 году у исследователей появилась возможность провести беспрецедентный геохимический анализ столба Стоунхенджа, результаты которого они описали в новом исследовании.

Они обнаружили, что возвышающиеся над Стоунхенджем стоячие камни, или сарсены, были сделаны из породы, содержащей осадочные породы, которые образовались, когда по Земле ходили динозавры. Возраст других зерен в породе достигает 1,6 миллиарда лет.

"Мы сделали компьютерную томографию камня, облучили его рентгеновскими лучами, рассмотрели под различными микроскопами и проанализировали его седиментологию и химический состав", - сказал ведущий автор исследования Дэвид Нэш, профессор физической географии из Брайтонского университета в Англии.

"За исключением анализа тонких срезов и пары химических методов, все методы, которые мы использовали в исследовании, были новыми как для Стоунхенджа, так и для изучения сарсеновых камней в Великобритании", - сказал Нэш в письме Live Science.

Центральный круг столбов Стоунхенджа был возведен в эпоху неолита, около 2500 лет назад, согласно данным "Английского наследия", некоммерческой организации, управляющей историческими памятниками в Англии.

Сарсены возводились в двух концентрических формах - внутренняя подкова и внешний круг, а блюстоуны [небольшие камни-памятники] устанавливались между ними по двойной дуге", - говорится на сайте организации "Английское наследие".

Когда ученые рассмотрели в микроскоп тонкие срезы сарсеновой породы из Камня 58, они с удивлением обнаружили, что камень на 99,7 процента состоит из кварца. Кварцевый "цемент" удерживал мелкие и средние зерна кварца и образовывал "взаимосвязанную мозаику кристаллов", - говорит Нэш.

Это сделало камень более прочным, и, возможно, именно поэтому строители выбрали этот тип камня для своего массивного монумента тысячи лет назад.

"Эти цементы невероятно прочны. Мне интересно, могли ли строители Стоунхенджа что-то сказать о свойствах камня и выбрать не только ближайшие, самые большие валуны, но и те, которые с наибольшей вероятностью выдержат испытание временем", - сказал Нэш.

Старше динозавров

Анализ исследователей также позволил выяснить возраст отложений в породе.

"Песчаные отложения, в которых образовался камень, были отложены в период палеогена, 66-23 миллиона лет назад, поэтому сарсены могут быть не старше этого периода", - пояснил он.

Однако когда ученые сравнили соотношение изотопов неодима - или атомов элемента с разным количеством нейтронов в ядре - в образцах, они обнаружили, что некоторые отложения в сарсеновом камне были еще более древними.

Некоторые песчинки, вероятно, были выветрены из пород, относящихся к мезозойской эре (252-66 миллионов лет назад), когда их, возможно, топтали динозавры. А некоторые песчинки образовались еще 1-1,6 миллиарда лет назад.

Хотя этот анализ дал ответы на некоторые вопросы о Стоунхендже, остаются и другие нерешенные загадки, в том числе местонахождение еще двух кернов, которые были выбурены из Камня 58 во время реставрации 1958 года и которые также исчезли.

Работники музея Солсбери в Англии обнаружили часть одного из этих кернов в своей коллекции в 2019 году, сообщают исследователи. Директор музея Адриан Грин связался с представителем Английского наследия и сообщил об обнаружении части ядра из камня 58 "в коробке с надписью "3x Stonehenge Stones from "Treasure Box"", - говорится в исследовании.

Ученые исследовали фрагмент из Солсбери вместе с керном из Филлипса и записали его данные в своем исследовании. Однако "как и когда он оказался в музее, неизвестно", - пишут авторы.

Местонахождение третьего керна (и остальных кернов, которые находились в музее Солсбери) "также неизвестно", сказали ученые.

Результаты исследования были опубликованы 4 августа в журнале PLOS One.