В кале младенцев оказалось в 14 раз больше микропластика, чем у взрослых
Исследователи изучили образцы фекалий младенцев и взрослых, а также первородный кал, чтобы проверить воздействие двух распространенных микропластиков — полиэтилентерефталата и поликарбоната.
Микропластик — крошечные кусочки пластмассы размером от 0,1 микрометра до пяти миллиметров — содержится практически во всех предметах повседневной жизни: одежде, косметике, чистящих средствах, бутилированной воде, продуктах питания и так далее. По подсчетам ученых, за одну стирку вещей из полиэстера в среднем высвобождается 700 тысяч микропластических волокон. В итоге частицы начинают свой путь в окружающую среду и попадают в реки и океаны, где их поедают рыбы (конечно, в Мировой океан пластик попадает и другими дорогами).
Из-за крошечных размеров такие фрагменты могут проходить через системы фильтрации, поэтому их крайне трудно избежать. Хотя во весь голос о проблеме микропластика начали говорить не так давно, согласно ООН, в продуктах личной гигиены он впервые появился еще порядка 50 лет назад. Буквально везде, куда бы ни взглянули ученые, они находят микропластик: частички встречаются на горных вершинах и в океанах, разносятся ветром на огромные расстояния и доходят даже до Арктики.
Человек в среднем способен проглатывать до пяти граммов микропластика еженедельно. Некоторые гранулы беспрепятственно путешествуют через пищеварительную систему и выходят с фекалиями, в то время как другие частицы накапливаются в организме и даже попадают в кровоток. Ранее фрагменты пластика, в частности полипропилен, выявили в плаценте, а теперь ученые из Нью-Йоркского университета (США) обнаружили, что у младенцев их концентрация в стуле выше, чем у взрослых, особенно когда речь идет о полиэтилентерефталате. ПЭТ используют в производстве бутылок и другой пищевой тары, одежды и техники.
При помощи масс-спектрометрии исследователи решили проверить концентрации микропластика (ПЭТ и поликарбоната, ПК) в образцах фекалий (взяли из использованных подгузников) шести младенцев и десяти взрослых, проживающих в Нью-Йорке, а также трех пробах первородного кала новорожденных — мекония. Чтобы убедиться, что считают только микропластик, который поступает из кишечника детей, а не их подгузников, из анализа исключили полипропилен — полимер, отличный от поликарбоната и ПЭТ (из него делают подгузники). Результаты работы опубликованы в журнале Environmental Science and Technology Letters Американского химического общества.
Как оказалось, фрагменты ПЭТ и ПК в некоторых случаях присутствовали в меконии и во всех образцах детского стула (ПЭТ — 36 тысяч нанограммов на грамм экскрементов; ПК— 78 нанограммов на грамм). Что касается взрослых, основная масса их образцов содержала полиэтилентерефталат и абсолютно все — поликарбонат. Но концентрации были на порядок ниже по сравнению с детьми: для ПЭТ показатель падал до 2,6 тысячи нанограммов на грамм фекалий, то есть в 13,8 раза.
«Расчетное среднее ежедневное воздействие частиц ПЭТ и ПК, попадающих в организм, для младенцев составило 83 тысячи и 860 нанограммов на килограмм массы тела соответственно. Это значительно выше, чем для взрослых (ПЭТ — 5,8 тысячи нанограммов на килограмм веса; ПК — 200 нанограммов на килограмм в сутки). Наше исследование предполагает, что младенцы подвергаются более сильному воздействию микропластика, чем взрослые», — пишут авторы работы.
Помимо питья из пластиковых бутылочек, дети могут поглощать микропластик из пластмассовых игрушек, они грызут ткань и ползают по коврам, которые зачастую сделаны из полиэстера. Даже полы из твердых пород древесины покрыты полимерами. Домашняя пыль тоже может быть одним из путей воздействия микропластика: недавние исследования показали, что ежедневно около десяти тысяч микроволокон оседают на одном квадратном метре поверхности — на полу, диванах, постели, одежде и прочем.
Что все это означает для здоровья — пока не ясно. Согласно недавнему исследованию сотрудников Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе, в различных видах пластика могут присутствовать любые из существующих сегодня химикатов, которые добавляют для обеспечения гибкости материала, дополнительной прочности или защиты от ультрафиолета. А некоторые классы химических веществ, как известно, нарушают работу гормональной системы и связаны с репродуктивными, неврологическими и метаболическими болезнями.