536 год нашей эры - " худший год для жизни в истории человечества"
По мнению некоторых историков, 536 год нашей эры был "худшим годом для жизни в истории человечества". Эти холодные, безрадостные времена продолжались на протяжении многих последующих лет.
Однако теперь выясняется, что это было не самое худшее время, по крайней мере, для древних племен пуэбло, населявших юго-запад США. На самом деле, темнота этого короткого глобального ледникового периода могла стать предвестником нового светлого дня для их культуры.
Исследование, проведенное группой археологов и антропологов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) и Университета штата Колорадо в США, выявило признаки того, что население, проживавшее в районе Четырех углов, не только восстановилось после катастрофического изменения климата в середине VI века, но и в некотором смысле стало сильнее, чем когда-либо.
Чтобы получить представление о том, почему 536 год н.э. был тяжелым для большей части мира, византийский историк Прокопий отметил это время в своем отчете о Персидских войнах:
"Ибо солнце давало свой свет без яркости, подобно луне, в течение всего этого года, и это было похоже на затмение солнца, потому что лучи, которые оно проливало, не были ни ясными, ни такими, какие оно привыкло проливать".
Сегодня выясняется, что этот солнцезащитный туман возник в результате серии извержений вулканов на территории Америки, которые выбросили в атмосферу достаточно пепла, чтобы превратить лето в зиму на большей части Северного полушария.
Всего пять лет спустя большая часть римского населения погибнет от чумы, подобной которой не было. А еще одно колоссальное вулканическое событие, на этот раз в Сальвадоре, выбросило еще больше пепла в довершение ко всему.
Жизнь в Северной Америке была не намного лучше. Измерения колец деревьев из северной Аризоны показывают, что падение температуры и осадков продолжалось десятилетиями.
Однако археологические находки показывают, что, несмотря на эти трудные времена, древние пуэбло развили богатую, сложную культуру, которая процветала на протяжении многих веков.
Чтобы получить более четкое представление о том, как основанные ими аграрные общины справлялись с суровым и внезапным изменением климата, исследователи собрали базу данных сотен пищевых материалов и их радиоуглеродных дат, собранных с 230 мест раскопок по всему региону.
Возраст, плотность и расположение сельскохозяйственных продуктов отражали уже знакомую археологам историю о широко распространенном населении, разбитом на множество мелких, локализованных поселений, практикующих методы земледелия, которые соответствовали местным условиям.
Примерно до 400 г. н.э. земля представляла собой лоскутное одеяло, в котором жили и фуражиры, и фермеры. Некоторые из них были в большей степени последними, выращивая более значительные культуры, включая кукурузу и бобы для пополнения рациона.
Важно отметить, что к VI веку резкое увеличение численности населения стало ограничивать количество доступных сельскохозяйственных угодий. Если раньше разрозненные родственные группы стремились собрать вещи и переехать, когда появлялась возможность, то к середине века они стали держаться поодаль и сотрудничать со своими соседями в более сложных социальных группах.
Сравнивая свидетельства этого культурного смешения в своей базе данных с климатическими данными, представленными кольцами деревьев с плато Колорадо, исследователи утверждают, что существует тесная связь между климатическими изменениями и культурными сдвигами.
"Археологи давно признали, что демографические и социальные изменения трансформировали общества Древних Пуэбло в конце 6-го и начале 7-го веков н.э., но мы утверждаем, что эти изменения лучше всего понять, если сопоставить их с последствиями экстремального холода в начале этого интервала", - пишет команда.
Трудности, возникшие после 536 года н.э., подвергли испытанию различные сообщества на юго-западе. Некоторые смогли реорганизоваться, развивая социально-политические связи, которые помогли им выжить. Другие не смогли процветать. В конце концов, адские годы послужили процессом отбора культурных практик, которые могли объединить людей и позволить им поделиться своим опытом, чтобы пережить трудные времена.
Например, известно, что древняя земледельческая община, занимавшая Кедровую Месу и Гранд Гулч, разводила домашних индеек. К 550 году нашей эры эта практика была распространена по всему юго-западному региону, что свидетельствует об обмене знаниями и стремлении разнообразить источники пищи.
Через несколько поколений небо снова прояснилось, и вернулись хорошие времена. Вооруженные новыми социальными практиками сотрудничества, древние индейцы пуэбло создали богатую, жизнестойкую цивилизацию, которая просуществовала века.
Конечно, это были не все радуги и обеды с индейкой. С оседлым образом жизни и сложными политическими системами пришли свои собственные проблемы и риски неравенства. Но после многочисленных потрясений древние пуэбло всегда находили способ вернуться сильными, пока в 14 веке не исчезли в поисках новых земель.
Даже сегодня следы их сельскохозяйственной практики можно найти в таких культурах, как хопи.
Столкнувшись с нашими собственными годами трудностей, мы можем взять на вооружение жизнестойкость древних пуэбло, которые собирались вместе, чтобы делиться знаниями. И надеяться, что в последующие годы мы тоже станем сильнее.
Это исследование было опубликовано в журнале Antiquity.