Ученые ВШЭ выявили две стратегии погружения в медитацию
Группа ученых из Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ изучила активность мозга и других систем организма в процессе медитации. Впервые было показано, что в этих условиях, выполняя одинаковые инструкции, одни люди расслабляются, а другие концентрируются.
Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One. Последние десятилетия популярность медитации в западном мире неуклонно растет. Одновременно с этим увеличивается количество научных исследований, посвященных ее влиянию на организм человека. Сейчас уже доказано, что регулярные занятия медитацией положительно влияют на психологическое состояние, замедляют развитие возрастных когнитивных нарушений, снижают уровень стресса и системного воспаления, а также вызывают ряд других положительных эффектов.
Разработчики современных гаджетов обещают повысить эффективность медитативной практики путем предоставления биологической обратной связи на основе анализа физиологических показателей медитирующего. На рынке уже существует ряд устройств, разработанных для этой цели, которые пользуются значительным спросом у потребителя.
Но пока подобные продукты предлагают общие для всех пользователей алгоритмы обратной связи, неадаптированные под конкретного человека. Ученые все еще не понимают процессов, лежащих в основе медитации, а еще чем они отличаются у разных людей.
Ученые из Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ при поддержке инструкторов школы здорового движения «Своя школа» исследовали изменение физиологических показателей человека при погружении в медитацию. В эксперименте участвовали две группы испытуемых (28 человек) — люди, регулярно практикующие медитацию на протяжении двух лет и более (в среднем восемь лет), и люди, не имеющие соответствующего опыта. Все испытуемые выполняли одну и ту же медитацию продолжительностью 37 минут, состоящую из 16 отдельных этапов, следуя аудиоинструкции, специально адаптированной под задачи исследования.
Изменение ЭЭГ-активности, сердечного ритма и частоты дыхания у испытуемых разных групп в процессе медитации / ©Volodina M, Smetanin N, Lebedev M, Ossadtchi A (2021) Cortical and autonomic responses during staged Taoist meditation: Two distinct meditation strategies. PLoS ONE 16(12): e0260626 / Пресс-служба НИУ ВШЭ
«Для нас было принципиально спланировать эксперимент таким образом, чтобы иметь возможность привязать зарегистрированные физиологические показатели к конкретным этапам медитации. Дело в том, что в большинстве существующих исследований сравнивают состояние медитации и состояние покоя, но не анализируют траекторию изменения физиологических показателей в процессе погружения в медитативное состояние и выхода из него», — комментирует первый автор статьи, младший научный сотрудник Центра биоэлектрических интерфейсов Мария Володина.
По мнению ученых, для создания вспомогательных интерфейсов важно понимать не только целевое состояние, в которое хочет прийти человек, но и путь, по которому его можно в это состояние провести. Для решения этой задачи исследователи в сотрудничестве с опытными инструкторами медитативных практик адаптировали существующую инструкцию, разбив ее на отдельные этапы: после короткой аудиоинструкции следовала двухминутная пауза, в течение которой испытуемые выполняли (или пытались выполнять) последнюю инструкцию, а ученые регистрировали у участников активность головного мозга (ЭЭГ), частоту дыхания, сердечного ритма и кожно-гальваническую реакцию.
Эти данные позволили оценить, как менялись показатели в процессе погружения в медитацию и выхода из нее. Исследователи ожидали, что у опытных медитаторов будут наблюдаться изменения физиологических показателей, свидетельствующие о состоянии расслабленной готовности — одновременной умственной концентрации и телесного расслабления.
Изменение электрической активности мозга участников эксперимента / ©Volodina M, Smetanin N, Lebedev M, Ossadtchi A (2021) Cortical and autonomic responses during staged Taoist meditation: Two distinct meditation strategies. PLoS ONE 16(12): e0260626 / Пресс-служба НИУ ВШЭ
Однако полученные результаты не подтвердили эту гипотезу. Группа опытных практикующих неожиданно разделилась пополам. У половины испытуемых в процессе выполнения медитации наблюдались изменения активности головного мозга (в частности, снижение альфа-ритма), свидетельствующие об умственной концентрации. Изменения становились наиболее заметными к середине медитации. К концу показатели возвращались к исходным значениям. Маркеры расслабления на уровне тела (дыхание и вариабельность сердечного ритма) при этом значительно не изменялись в течение всего эксперимента.
У второй половины опытных практикующих в процессе всей медитации наблюдались признаки телесного расслабления — замедление дыхания и увеличение вариабельности сердечного ритма, а на последних стадиях медитации и после ее окончания сильно повысилась мощность альфа-ритма, что свидетельствует об умственной расслабленности.
Результаты участников контрольной группы — людей без опыта медитации — находились примерно посередине между результатами двух групп опытных медитаторов. У них не наблюдалось значительных изменений ни в показателях, характеризующих телесное расслабление, ни в показателях умственной концентрации.
«У нас есть несколько гипотез, которые могут объяснить полученные результаты. Мы уже начали эксперименты, необходимые для их проверки. Одно из возможных объяснений состоит в том, что у каждого человека есть врожденная предрасположенность к той или иной физиологической стратегии погружения в медитативное состояние.
Если эта гипотеза подтвердится, это будет означать, что использование стандартизированных устройств для обучения медитации на основании биологической обратной связи может не только не принести ожидаемого результата, но и оказаться вредным для части пользователей. Отдельного исследования требует вопрос, может ли одна из стратегий быть предпочтительной для долговременных положительных эффектов медитации», — объясняет Мария Володина.