/ Новости сайта / Наука и Технологии / Знаменитые окаменелости в определении которых ученые невероятно ошиблись
28.12.2021

Знаменитые окаменелости в определении которых ученые невероятно ошиблись

Изображения доисторических зверей в книгах нашего детства мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Но собрать воедино туманное прошлое Земли гораздо сложнее, чем кажется.

Ученым приходится полагаться на фрагменты костей, выветрившиеся следы, отпечатки в скале - они не всегда передают тончайшие детали сложного, живого, дышащего животного, которое прошло или умерло здесь.

Иногда, выполняя эту кропотливую работу, исследователи ошибаются. И не просто ошибаются! Вот некоторые из наших любимых ошибок при исследовании окаменелостей и то, чему мы научились, исправляя их.

Ящерица-змея с четырьмя совершенно нормальными ногами

Tetrapodophis amplectus, обнаруженный в 2015 году, стал палеонтологическим чудом. Ископаемое, найденное 110 миллионов лет назад, извилистый скелет, по словам ученых, был тем, что давно искали. Змееподобное тело имело четыре крошечные ноги, что ознаменовало первое открытие недостающего звена между змеями и ящерицами.

Его назвали соответствующим образом и прославили, но не все были в этом уверены. Ранее, в 2021 году, другая команда палеонтологов представила плоды своего долгого труда по повторному изучению останков: Tetrapodophis вовсе не был змеей, а принадлежал к вымершему роду морских ящериц под названием Dolichosaurus.

Мы ожидаем, что по поводу этого ископаемого будут вестись споры, но в любом случае, ему есть чему нас научить. Она исключительно хорошо сохранилась и может открыть что-то новое о долихозаврах, чьи ископаемые останки очень скудны.

Голова галлюцигении

В кембрийский период, примерно с 541 до 485 миллионов лет назад, животные, обитавшие на Земле, сильно отличались от тех, которых мы видим сегодня. На морском дне можно было обнаружить очень странных существ. Мы знаем о них потому, что их останки были вдавлены в озерный осадок, который позже затвердел в сланце, сохранив загадочные отпечатки, которые палеонтологи позже пытались интерпретировать.

Одним из них была Hallucigenia, названная так потому, что она была похожа на галлюцинацию. У него было по меньшей мере семь пар жестких шипов на спине, семь пар странных висячих "ног" и, похоже, большая луковицеобразная голова на одном конце.

Многие окаменелости были обнаружены без этой головы, что озадачило ученых. Почему так много Hallucigenia были обезглавлены?

Затем при повторном исследовании окаменелости обнаружилось нечто действительно весьма забавное: зубы. И глаза. На конце, который мы считали задницей. Это означало, что то, что мы считали головой, было содержимым его кишок, выдавленных при сжатии животного в осадочном слое.

Хорошая новость заключается в том, что отделив задницу Hallucigenia от головы, исследователи наконец-то смогли отнести его к лобоподиям - группе, которая дала начало бархатным червям, членистоногим и нашим любимым тардиградам.

Дикинсония: животное, растение, гриб?

Dickinsonia пережила долгий кризис идентичности с тех пор, как была впервые описана в 1947 году. Она происходит из эдиакарской эры, предшествующей кембрию, до появления основных фил, известных нам сегодня. Эдиакарская биота состояла в основном из мягкотелых организмов, и очень немногие из них похожи на какие-либо живые или вымершие организмы. Поэтому их очень трудно контекстуализировать.

Dickinsonia очень похожа на странный ребристый овал, и это может быть что угодно. После обнаружения она была классифицирована как разновидность медузы. Ученые также считают, что это может быть червь, полип, гриб или лишайник. Было даже высказано предположение, что Dickinsonia принадлежит к какому-то неизвестному, вымершему царству, которое не является ни животным, ни растением, ни грибом.

Проведенное несколько лет назад исследование способа роста этого организма, похоже, разрешило эту проблему. Согласно анализу ученых, дикинсония является животным, принадлежащим либо к Placazoa, которые являются одними из простейших животных организмов, либо к Eumetazoa, которые стоят на ступень выше губок.

О, и... мы также неправильно расположили ее голову и задницу. Упс.

Игуанодон: нос или большой палец?

Ах, игуанодон. Мы любим тебя и твои забавные маленькие рожки на больших пальцах. Но мы не всегда знали, куда они должны быть направлены.

Когда игуанодон был впервые описан в 1825 году геологом Гидеоном Мантеллом, он поместил этот странный шип на нос зверя. Это предположение не было необоснованным - в конце концов, у носорога один рог украшает голову.

Только спустя 50 лет это предположение было разгадано. Более полные экземпляры были найдены в Бельгии в 1878 году, причем шипастый отросток явно принадлежал передней конечности животного, где у нас, приматов, может быть большой палец. И здесь предположение Мантелла приобретает еще больший смысл, потому что мы просто не знаем, для чего использовался этот жесткий шип. Социальное взаимодействие? Защита от хищников? Что-то связанное с едой?

Вполне возможно, что мы никогда этого не узнаем - но даже в этом случае игуанодон научил нас тому, что мы никогда не должны принимать на веру даже самую незначительную деталь.

Археоптернопе?

Археоптерикс долгое время носил корону самого раннего из известных видов птиц. Он жил около 150 миллионов лет назад и известен всего по дюжине экземпляров со всего мира. Тем не менее, его идентификация была сопряжена с разногласиями.

Некоторые считают, что животное было неправильно классифицировано - что археоптерикс был не птицей, а динозавром. Отдельные экземпляры также подвергаются тщательному изучению.

В 2017 году группа ученых проанализировала один экземпляр Archaeopteryx (который сам был переклассифицирован и первоначально считался птеродактилем) и заявила, что это вовсе не Archaeopteryx, а совершенно неизвестный вид тероподных динозавров. Пока что этот анализ кажется верным.

Затем в 2019 году был проведен повторный анализ другого образца - одного пера. Эти исследователи также пришли к выводу, что данный образец принадлежит неизвестному виду, по их мнению, ссылаясь на изгиб пера. Однако это вызвало ответную реакцию в конце 2020 года; другая группа палеонтологов пришла к выводу, что эта кривизна неверна, и в любом случае кривизна перьев может быть очень изменчивой.

Кроме того, перо, по их словам, было найдено в месте, где находились другие образцы Archaeopteryx, и напоминает другие перья Archaeopteryx как по размеру, так и по форме.

Независимо от того, считается ли этот вопрос решенным, мы можем быть уверены, что это не последняя драма с археоптериксом.

Поскольку это животное настолько загадочно, то, как бы ни завершились дебаты, они дадут нам удивительную возможность узнать что-то новое о нашем мире - как и каждый клочок окаменелости, который наша планета сохранила в своих удивительных глубинах.