/ Новости сайта / Археология / Найдены следы древнейшего в Адриатике кораблекрушения
11.09.2021

Найдены следы древнейшего в Адриатике кораблекрушения

Оценка: 0.0    649 2 Археология

В Хорватии эксперты идентифицировали остатки корабля, найденного ранее подводными археологами на дне Адриатического моря у острова Иловик. Это оказалось торговое судно, которое затонуло более двух тысяч лет назад в результате какой-то катастрофы.

Как сообщает Total Croatia News, речь идет о хорошо сохранившемся судне, найденном на дне у острова Иловик. Проведенный археологами анализ показал, что это открытие уникально.

Во-первых, сам корабль лежит на глубине всего около двух с половиной метров. Возможно, это способствовало его хорошей сохранности. Во-вторых, затонувшее судно датируется II веком до нашей эры. Это означает, что данный корабль является древнейшим из всех, когда-либо обнаруженных на дне Адриатического моря.

Проще говоря, ученые получили возможность исследовать древнейший в Адриатике корабль, а также установили место древнейшего кораблекрушения в этом море. Установлено, что это было торговое судно, которое, вероятно, следовало по важному морскому маршруту. Длина судна составляла 20-25 метров. Учитывая это, можно только удивляться тому, что до последнего времени данный корабль оставался незамеченным.

Он был обнаружен совершенно случайно словенским археологом Миланом Эриком в рамках исследования, стартовавшего в 2018 году. Оно проводится до сих пор в сотрудничестве с отделом подводной археологии Хорватского реставрационного института и французским Университетом Марселя.

Возраст судна определен методом радиоуглеродного датирования, которому подвергли древесину. Для документирования затонувшего корабля исследователи используют передовой фотограмметрический метод. Они делают серию снимков под разными углами и при разном освещении, которые затем при помощи компьютера объединяют в комплексные изображения. Это позволяет рассмотреть обломки корабля очень детально.

TheGray 11.09.2021 14:05 [Материал]
Чёрная молния
Приложение к статье «Шаровая молния – схема устройства, причина устойчивости»

Профессор М. Дмитриев, доктор химических наук

Термин «чёрная молния» появился в научной литературе сравнительно недавно. На существование в природе этого явления указывали как результаты наблюдений, так и научные изыскания по химической физике воздушной среды. Изучались также материальные следы этого вида молний.

По мере дальнейшего развития авиационной техники и расширения масштабов её применения проблема чёрной молнии становится всё более актуальной. В связи с этим лётному составу необходимо знать её природу и свойства, так как встреча с ней в воздухе вполне вероятна.

Казалось бы, не светящейся молнии быть не может. Действительно, электрические разряды, в частности линейные молнии, как правило, сопровождаются излучением многочисленных квантов света, поэтому чёрными быть не могут. Однако среди шаровых молний чёрная совсем не редка. Сведения о ней содержатся в древних рукописях ещё античной эпохи.

Известный астроном В. Чернов описал быстро движущуюся чёрную молнию. Она возникла 23 июня 1974 года в городе Запорожье около 17 ч 45 мин во время сильной грозы с ливнем. Её полёт был хорошо заметен на сером фоне тучи. Сначала сверкнула обычная линейная молния. Вскоре рядом с ней пролетела и чёрная. Это зрелище поразило учёного своей необычностью.

Полковник А. Богданов наблюдал в районе Москвы в дневное время плавно парящую тёмно-коричневую молнию размером 25...30 см. Было отчётливо видно, что она представляла собой туманный сгусток металлического цвета. Молния имела несколько красноватый оттенок, вокруг неё слабо светился тёмно-коричневый ореол. Неожиданно она раскалилась, округлилась и взорвалась.

Чёрные молнии неоднократно наблюдались в виде наростов или комков грязи на деревьях, мачтах, крышах, металлических поверхностях. Когда их пытались чем-либо ударить или сорвать, они раскалялись и взрывались.

Как же объясняется природа чёрной молнии? Одна из теорий основана на представлении о молекулярно-аэрозольных конгломератах. В атмосфере они возникают в результате длительного воздействия на воздух солнца, космических лучей, электрических полей облаков, линейных молний, других физико-химических факторов. При этом образуются химически активные частицы, положительно и отрицательно заряженные ионы и аэрозоли. При определённых условиях возможно концентрирование этих частиц сначала в ядра конденсации, затем в молекулярно-аэрозольные конгломераты. Накопившиеся в них химически активные частицы и вещества могут реагировать между собой, что вызывает разогрев конгломерата. Он приобретает относительно сферическую форму и превращается в пылающую шаровую молнию, способную взрываться.

Шаровая молния не может существовать в светящемся состоянии более двух минут, а чёрная «живёт» гораздо дольше и нередко оседает на поверхности различных предметов. Она не видна в ночное время. Её хуже регистрируют радиолокационные средства. Чёрную молнию легко принять за летящую птицу или за какой-нибудь предмет.

С чёрной молнией можно встретиться даже там, где грозовая деятельность теоретически невозможна. Примечательно, что в большинстве случаев при приближении самолёта к такой молнии она или превращается в шаровую, или взрывается.

Особого внимания требуют чёрные молнии, осевшие на поверхности самолётов (на земле или в полёте), радиоэлектронной аппаратуре, стенках цистерн с горючим. Не следует предпринимать никаких попыток снять их или разрушить, поскольку они быстро превращаются в шаровые или взрываются, что представляет немалую опасность. Необходимо выждать или принять меры, чтобы избежать столкновения с ними.