Средневековый порт обнаружен у подножия замка Тальмон, расположенного в 5 километрах от побережья моря
В настоящее время команда археологов проводит масштабные раскопки в самом центре Тальмон-Сен-Илера и открывает важную часть истории города, начиная с 1000 года. Расположенный в устье реки Пайре, обнаруженный порт тесно связан с историей развития возвышающегося над ним замка.
Предписанная государством (Drac Pays de la Loire) операция, проводимая компанией Inrap в центре Тальмон-Сен-Илер (Вандея), предшествует строительству штаб-квартиры Сообщества коммун Вандеи Гранд-Литтораль. Этот участок занимает 2500 м2 и почти 3 м стратиграфии и раскрывает важную часть истории города.
Раскопки дают возможность понять процесс развития города Тальмон-Сен-Илер на протяжении средневекового периода. Впервые это позволяет совместить раскопки замка и средневекового порта. Основанная в 10 веке и разобранная в 1628 году, эта крепость была резиденцией могущественного княжества.
Расположенный на скалистом отроге, который создает границу между зоной река-море и материком, замок и его замковый город находятся в месте слияния двух небольших рек, Пайре и Соважер.
Экономическая и социальная жизнь укрепленного города организована в тесной связи с солончаками, окружающими лесами (обширными охотничьими угодьями) и побережьем. В последнем случае речь шла о конкретных портовых сооружениях, связывающих океан с городом.
Незаметные следы этого можно увидеть и сегодня в инфраструктуре, построенной в устье реки Пайре, в портах Виньер и Гиттьер, в Вейоне или в морском порту залива Кайола.
Эти места являются настоящими воротами на Атлантическое побережье, первым этапом разгрузки товаров, ввозимых крупнотоннажными судами. Затем их доставляют в Тальмонт на небольших плоскодонных лодках благодаря сети каналов.
Напротив, в Средние века местное вино и соль экспортировались в Англию или на все Атлантическое побережье, Ла-Манш или Северное море.
У ПОДНОЖИЯ ЗАМКА, ОБШИРНАЯ ПОРТОВАЯ ЗОНА
Письменные источники упоминают о существовании средневекового порта Тальмонт без каких-либо конкретных доказательств его происхождения или точного местоположения.
В результате профилактических раскопок, проведенных в этом году, были обнаружены внушительные деревянные и каменные причальные сооружения, которые подтверждают наличие важного поселения, датируемого 10-16 веками, различные фазы преобразования которого, по-видимому, тесно связаны с архитектурной эволюцией замка.
Порт был важным маршрутом для транспортировки товаров и сырья, необходимых для повседневной жизни жителей города и замкового поместья. Он также был центральным пунктом для транспортировки строительных материалов для замка с морского побережья: желтых известняковых блоков, вырезанных из скал, или гальки, взятой прямо с пляжа.
Влажный контекст позволил сохранить органические материалы (дерево, семена, кожу и т.д.), которые часто исчезали с мест раскопок.
Таким образом, деревянные портовые сооружения остались нетронутыми, что позволяет изучить организацию судоходных пространств, берега различных каналов, а также места для разгрузки, хранения или перераспределения товаров. Археологи обнаружили выровненные сваи, куски дерева, столбы и балки.
Их анализ с помощью дендрохронологии позволит очень подробно определить хронологию участка. Это поможет нам понять архитектуру и структуру этих поселений.
Обнаружение следов инструментов также станет ценным источником для документирования методов строительства и ремесленной практики. Здесь также найдено большое количество разнообразной мебели, свидетельствующей о повседневной жизни жителей в ключевой период истории портовой агломерации.
В Тальмонте плотность останков и большая сложность находок означали, что уже на этапе полевых работ необходимо было задействовать многие научные навыки.
Для анализа отложений требуется отбор керна и проб, изучение которых позволит геоморфологам понять эволюцию участка во времени и методы заполнения (естественного или искусственного) древних болот.
Вмешательство специалистов по палеоэкологии уже позволило провести карпологические (семена), палинологические (пыльца), антракологические (уголь) и малакологические (раковины, ракообразные) наблюдения.
Во время просеивания почвы были обнаружены многочисленные органические остатки, которые дают представление о пище, потребляемой и выращиваемой населением, а также о функции некоторых сооружений, построенных в порту.
Большое количество раковин моллюсков и костей млекопитающих, изученных на месте, а затем в лаборатории археозоологом, поднимают вопросы о структуре потребления, экспорта и динамике торговли в то время.
Они также дают подсказки о многочисленных бытовых и ремесленных занятиях, таких как изготовление предметов из кожи или твердых животных материалов, например, оленьих рогов.
Другие материалы, такие как керамика и стекло, также хорошо представлены и будут ценны для уточнения хронологии места, которое, похоже, развивалось с 10 века и далее, а затем исчезло, когда замок был разобран.