Хорошая память или плохая? Это решает одна молекула мозга
Когда мозг кодирует воспоминания как положительные или отрицательные, одна молекула определяет, в каком направлении они будут развиваться.
Вы проводите отпуск всей жизни в Кении, путешествуете по саванне на сафари, а гид указывает вам на слонов справа и львов слева. Спустя годы вы заходите в цветочный магазин в своем родном городе и чувствуете запах, похожий на запах цветов на деревьях шакалберри, которые усеивали пейзаж. Когда вы закрываете глаза, магазин исчезает, и вы снова оказываетесь в Land Rover. Глубоко вдыхая, вы улыбаетесь счастливому воспоминанию.
А теперь давайте отмотаем назад. Вы в отпуске всей жизни в Кении, пересекаете саванну на сафари, гид указывает вам на слонов справа и львов слева. Краем глаза вы замечаете носорога, идущего за автомобилем. Внезапно он устремляется к вам, и гид кричит водителю, чтобы тот нажал на газ. Под воздействием адреналина вы думаете: "Вот так я и умру". Спустя годы, когда вы заходите в цветочный магазин, сладкий цветочный аромат заставляет вас вздрогнуть.
"Ваш мозг, по сути, ассоциирует запах с положительными или отрицательными чувствами", - говорит Хао Ли, постдокторант Института биологических исследований Салка в Калифорнии. Эти чувства не просто связаны с воспоминанием, они являются его частью: Мозг присваивает эмоциональную "валентность" информации при ее кодировании, фиксируя опыт как хорошее или плохое воспоминание.
И теперь мы знаем, как мозг это делает. Как сообщили Ли и его команда в журнале Nature, разница между воспоминаниями, вызывающими улыбку, и воспоминаниями, вызывающими дрожь, определяется небольшой пептидной молекулой, известной как нейротензин. Они обнаружили, что по мере того, как мозг оценивает новый опыт в данный момент, нейроны регулируют выделение нейротензина, и этот сдвиг направляет поступающую информацию по различным нейронным путям, чтобы закодировать ее как позитивные или негативные воспоминания.
Это открытие позволяет предположить, что при создании воспоминаний мозг может быть предрасположен к воспоминаниям о страхе - эволюционная причуда, которая, возможно, помогала нашим предкам сохранять осторожность.
Полученные результаты "дают нам значительное представление о том, как мы справляемся с противоречивыми эмоциями", - сказал Томас Райан, нейробиолог из Тринити-колледжа в Дублине, который не принимал участия в исследовании. Это "действительно бросило вызов моему собственному мышлению в отношении того, насколько далеко мы можем продвинуться в молекулярном понимании мозговых схем".
По словам Ли, это также открывает возможности для изучения биологических основ тревожности, зависимости и других нервно-психических заболеваний, которые иногда возникают, когда сбои в этом механизме приводят к "слишком интенсивной обработке негатива". Теоретически, воздействие на этот механизм с помощью новых лекарств может стать путем к лечению.
"Это действительно выдающееся исследование", которое окажет глубокое влияние на психиатрические представления о страхе и тревоге, сказал Вэнь Ли, доцент Университета штата Флорида, который изучает биологию тревожных расстройств и не принимал участия в исследовании.