На черепе из гробницы второго пророка Амона обнаружили следы от двух ударов
Палеопатологи исследовали 22 черепа, происходящие предположительно из гробницы второго пророка Амона, который жил в середине II тысячелетия до нашей эры. На черепе взрослого мужчины 40–59 лет они обнаружили переломы и смещения костей, вызванные двумя ударами кулаком или тупым предметом. Ученые выдвинули гипотезу, что этот человек мог принимать участие в спортивных / ритуальных боях. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Межличностное насилие сопровождало человечество с глубокой древности. Одно из ярких тому подтверждений недавно обнаружили на останках из известной испанской пещеры Сима-де-лос-Уэсос. По крайней мере на 17 из 20 черепов людей гейдельбергских / неандертальцев (Homo heidelbergensis / H. neanderthalensis) с этого памятника, живших около 430 тысяч лет назад, присутствовали следы от серьезных повреждений. Стал жертвой насилия и взрослый мужчина-кроманьонец (H. sapiens), живший около 35140–33340 лет назад, чьи останки обнаружили на палеолитической стоянке Сунгирь. Кроме того, появляется все больше исследований о насилии внутри разных древних популяций. Так, ученые выяснили, что его рост в эпоху бронзы вынудил женщин Анатолии взяться за оружие.
В последние годы ученые также часто прибегают к методам палеорадиологии, чтобы исследовать мумифицированные останки людей разных эпох. Это также нередко приводит к обнаружению свидетельств насилия. Один из самых ярких примеров — ледяная мумия Этци, чьи останки 31 год назад нашли в Альпах (подробнее об этом в нашем материале «Из пропасти во льду»). Другой недавний пример — это исследование южноамериканских мумий, хранящихся в европейских музеях. Оказалось, что два из трех изученных индивидов стали жертвами убийств.
Jesus Herrerin et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2022
Хесуса Эррерина (Jesus Herrerin) из Университета Алькалы совместно с коллегами из Австралии и Испании пригласили для палеопатологического исследования мумий, найденных в одной из гробниц некрополя Эль-Ассасиф. В этом же погребальном сооружении находились останки, которые судя по надписям, происходили из другого некрополя — Эль-Хоха, а именно: из гробницы человека по имени Пуимре — второго пророка Амона во времена правления Хатшепсут (около 1490–1468 годов до нашей эры) и Тутмоса III (около 1479–1425 годов до нашей эры). Эти останки включали 22 черепа, четыре из которых оказались частично или полностью мумифицированы.
В результате исследования ученые установили, что 12 черепов принадлежали мужчинам, еще десять — женщинам. Однако свое внимание они остановили на одной находке — хорошо сохранившемся изолированном крупном черепе 39-S1 с типично мужскими чертами. У него отсутствовала нижняя челюсть и все зубы, большинство из которых выпали еще при жизни. По оценкам антропологов, на момент смерти этому человеку было около 40–59 лет.
Jesus Herrerin et al. / Archaeological and Anthropological Sciences, 2022
Макроскопическое обследование этой находки показало, что мужчина получил два удара в лицевую часть черепа, один из которых пришелся на скуловую дугу, а другой — на кости носа. Так, удар по щеке привел к перелому левой скуловой дуги и верхней челюсти, их смещению, а также к деформации левой глазницы. Другой удар стал причиной перелома правой носовой кости, вызвал повреждение края верхней челюсти и некоторые более мелкие травмы. Еще несколько повреждений ученые диагностировали после изучения рентгенограмм. Например, они заметили перелом дна левой глазницы.
Ученые склонились к тому, что эти повреждения — результат двух отдельных эпизодов. По их мнению, травмы стали следствием боковых ударов кулаком или тупым предметом. Хотя невозможно установить точную причину этих ударов, исследователи выдвинули наиболее правдоподобную, по их мнению, версию. Они считают, что эти повреждения похожи на те, что получает боец в ближнем бою. В Фивах же проживали разные этнические группы, включая нубийцев. Среди последних были популярны вольные бои и бои на палках, которые можно рассматривать как ритуальные / спортивные действия. Возможно, травмы на обследованном черепе стали результатом подобной схватки, хотя это только одна из гипотез.