/ Новости сайта / Наука и Технологии / Первые многоклеточные животные были больше похожи на гребневиков, чем на губки, показало исследование генетиков
18.05.2023

Первые многоклеточные животные на Земле были больше похожи на современных гребневиков, а не на губки, как думали ранее. Об этом сообщил международный коллектив генетиков из университета Калифорнии в Беркли.

Ранее губки считались потомками самых древних животных Земли, так как у них нет нервной системы, мышц и других тканей, что делает их похожими на колонии многих одноклеточных простейших. Однако проведенный хромосомный анализ показал, что первыми многоклеточными животными были предки гребневиков.

Как объясняют ученые, в процессе эволюции многоклеточных их хромосомы часто меняли структуру, в результате чего значительные части их генома менялись положением, расщеплялись на части и претерпевали другие изменения. Подобные сдвиги в архитектуре генома являются необратимыми и передаются между поколениями по мере появления новых видов, родов, семейств и классов многоклеточных, что позволяет использовать их для реконструкции общего древа эволюции жизни.

Исследователи расшифровали и сравнили друг с другом устройство хромосом в ДНК двух примитивных видов губок, двух разновидностей гребневиков, одного вида медуз и ланцетников, примитивных хордовых живых существ, предположительно похожих на предков позвоночных животных. Ученых интересовало то, как были расположены самые древние гены в хромосомах этих шести примитивных обитателей морей и насколько похожими они были друг на друга в этом отношении.

Расчеты показывают, что предки гребневиков и остальных животных Земли разделились примерно 600-700 млн лет назад в результате масштабной перестройки генома, затронувшей фактически все хромосомы. В результате этого возник общий предок всех губок и других беспозвоночных, чья последующая эволюция в кембрийскую эру в конечном итоге привела к появлению всех ныне существующих типов многоклеточных живых существ.

"Это очень важное открытие, которое поможет нам лучше понять, как происходила эволюция жизни на Земле", - отмечает профессор Дэниел Рокхсар.

Следует отметить, что это не первое исследование, которое меняет представление о древности животных. Ранее ученые уже пришли к выводу, что наиболее древними животными на Земле были не губки, а многоклеточные существа с нервной системой.

"Каждый новый этап исследований приводит к новым открытиям и изменению наших представлений о прошлом. Это показывает, что наука всегда движется вперед и не стоит на месте", - говорит эксперт по эволюционной биологии Джон Смит.

Как говорится в пословице, "правда рождается в споре". Именно споры и дискуссии помогают ученым расширять знания о прошлом и настоящем жизни на Земле.

Исследование генетиков из университета Калифорнии в Беркли показало, что первыми многоклеточными животными на Земле были предки современных гребневиков, а не губки, как думали ранее. Это открытие поможет ученым лучше понять эволюцию жизни на Земле.