/ Новости сайта / Наука и Технологии / Уникальный вирус шелкопряда может стать универсальным инсектицидом
24.05.2023

Уникальный вирус шелкопряда может стать универсальным инсектицидом

Российские биологи обнаружили новый штамм циповирусов шелкопряда, который способен уничтожать не только гусениц этого вида бабочек, но и большое число других насекомых. Это открытие может стать основой для создания универсального инсектицида широкого профиля действия, который будет эффективно бороться с вредителями в сельском хозяйстве и защищать редкие растения от атак насекомых.

Открытие было сделано учеными из Иркутского государственного университета в ходе изучения нескольких погибших гусениц сибирского шелкопряда, найденных в 2020 году в сибирской тайге. Внутри клеток умерших насекомых они обнаружили частицы ранее неизвестного штамма циповируса, одного из патогенов шелкопрядов.

Эти вирусы обычно поражают один конкретный вид бабочек, проникая в их пищеварительную систему и нарушая ее работу. Однако открытый российскими учеными штамм циповируса оказался необычно смертоносным - всего двух дюжин вирусных частиц хватало для того, чтобы с 50% вероятностью уничтожить личинку шелкопряда.

Последующее изучение генома вируса показало, что его высокая летальность для гусениц была связана с появлением мутаций в гене, который отвечает за формирование выростов на поверхности оболочки циповируса, необходимых для прикрепления частиц этого патогена в клетки насекомых и введения его РНК внутрь них.

Эти же мутации, как предполагают ученые, дали открытому ими штамму циповируса способность заражать гусениц большого числа других видов насекомых-вредителей, в том числе капустной совки, американской белой бабочки, непарного шелкопряда и табачного бражника.

В дополнение к этому, ученые обнаружили, что силу действия вируса на гусениц можно в несколько раз усилить, если добавить к его частицам оптический отбеливатель. Это позволит использовать его для защиты урожая или посадок редких растений от атак большого числа вредителей.

"Нам необходимо оценить риски того, как новый штамм может повлиять на другие группы насекомых или, например, на уникальные природные сообщества. В будущем этот препарат, возможно, будет использоваться в заповедных зонах вокруг озера Байкал, где водятся высокочувствительные виды растений-эндемиков, которые больше нигде не встретить", - заявил директор НИИ биологии ИГУ Максим Тимофеев.

Тимофеев и его коллеги продолжают изучать новый штамм циповируса и его возможное применение в борьбе с насекомыми-вредителями. В перспективе, подобную комбинацию из вирусных частиц и отбеливателя можно будет применять для защиты урожая или посадок редких растений от атак большого числа вредителей.